Рабочая программа по математике для 1 класса на 2023-2024 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка
- Общая характеристика предмета
- Место предмета в учебном плане
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Математика»
- Планируемые результаты обучения предмета
- Личностные результаты
- Метапредметные результаты
- Предметные результаты
- Содержание изучаемого материала
- Тематическое планирование
- Календарно-Тематическое планирование
- Программно-методическое обеспечение программы
- Файлы для загрузки
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой и ориентирована на использование учебника математики Л.Г. Петерсон, входящего в УМК « Перспектива».
Рабочая программа полностью соответствует авторской программе по математике Л. Г. Петерсон. В виду особых санитарно-педагогических требований к организации обучения первоклассников в 1 четверти (Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2001 г. N 408/13-13), 8 уроков (1 час в неделю) проводятся на свежем воздухе в виде дидактических игр, наблюдений, учебных прогулок и экскурсий.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, формируя у учащихся основы умения учиться.
Общая характеристика предмета
Содержание курса математики строится на основе:
− системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.);
− системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана Система начальных математических понятий (Н.Я. Виленкин);
− дидактической системы деятельностного метода «Школа2000…» (Л.Г. Петерсон).
Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…»…3. Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.
Основой организации образовательного процесса в дидактической системе «Школа 2000…» является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Структура ТДМ, с одной стороны, отражает обоснованную в методологии общую структуру учебной деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), а с другой стороны, обеспечивает преемственность с традиционной школой в формировании у учащихся глубоких и прочных знаний, умений и навыков по математике.
Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа 2000…»:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая
знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных спо-
собностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна
предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие
всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Предметная область «Математика и Информатика реализуется учебным предметом «Математика»-4 часа в неделю. Знания по информатике обучающиеся получат в результате изучения всех учебных предметов. На ступени начального общего образования начинается формирование навыков. Необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологическом обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук.
Ссылки и базы данных, которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Знания по информатике обучающиеся 1 класса получат при изучении раздела математики «Работа с информацией» в рамках учебного предмета «Математика».
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет « Математика» относится к образовательной области « Математика и Информатика». Рабочая программа рассчитана на 132 часа (33 учебных недели по 4 часа). Срок реализации программы – 1 год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Математика»
Содержание, методики и дидактические основы курса математики «Учусь учиться» (технология деятельностного метода, система дидактических принципов) создают условия, механизмы и конкретные педагогические инструменты для практической реализации в ходе изучения курса расширенного набора ценностных ориентиров, важнейшими из которых являются познание – поиск истины, правды, справедливости, стремление к пониманию объективных законов мироздания и бытия, созидание – труд, направленность на создание позитивного результата и готовность брать на себя ответственность за результат, гуманизм – осознание ценности каждого человека как личности, готовность слышать и понимать других, сопереживать, при необходимости – помогать другим.
Освоение математического языка и системы математических знаний вконтексте исторического процесса их создания, понимание роли и места математики в системе наук создаёт у учащихся целостное представление о мире. Содержание курса целенаправленно формирует информационную грамотность, умение самостоятельно получать информацию из наблюдений, бесед, справочников, энциклопедий, Интернета и работать с полученной информацией.
Включение учащихся в полноценную математическую деятельность на основе метода рефлексивной самоорганизации обеспечивает поэтапное формирование у них готовности к саморазвитию и самовоспитанию.
Систематическое использование групповых форм работы, освоение
культурных норм общения и коммуникативного взаимодействия формирует навыки сотрудничества – умения работать в команде, способность следовать согласованным правилам, аргументировать свою позицию, воспринимать и учитывать разные точки зрения, находить выходы из спорных ситуаций.
Совместная деятельность помогает каждому учащемуся осознать себя частью коллектива класса, школы, страны, вырабатывает ответственность за происходящее и стремление внести свой максимальный вклад в общий результат.
Таким образом, данный курс становится площадкой, на которой у
учащихся в процессе изучения математики формируются адаптационные механизмы продуктивного действия и поведения в любых жизненных ситуациях, в том числе и тех, которые требуют изменения себя и окружающей действительности.
Планируемые результаты обучения предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к учёбе в школе, к предмету «Математика»;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- общее представление о моральных нормах поведения;
- осознание сути новой социальной роли – ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;
- элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- положительного отношения к школе;
- первоначального представления о знании и незнании;
- понимания значения математики в жизни человека;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни
- бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- адекватно воспринимать предложения учителя;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
- составлять план действий для решения несложных учебных задач;
- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов. разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально.
Познавательные
Обучающийся научится:
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
- использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
- читать простое схематическое изображение;
- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2–5 знаков или символов, 1–2 операций);
- на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;
- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
- под руководством учителя проводить аналогию;
- понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока или по рассматриваемому вопросу;
- осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения);
- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;
- выделять существенные признаки объектов;
- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
- понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;
- воспринимать различные точки зрения;
- понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;
- контролировать свои действия в классе;
- слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
- наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;
- формулировать свою точку зрения;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
- различать понятия «число» и «цифра»;
- читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр;
- понимать отношения между числами («больше», «меньше», «равно»);
- сравнивать изученные числа с помощью знаков «больше» («>»), «меньше» («<»), «равно» («=»);
- упорядочивать натуральные числа и число нуль в соответствии с указанным порядком;
- понимать десятичный состав чисел от 11 до 20;
- понимать и использовать термины: предыдущее и последующее число;
- различать единицы величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр, практически измерять длину.
Обучающийся получит возможность научиться: практически измерять величины: массу, вместимость.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
- понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;
- складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
- складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;
- применять таблицу сложения в пределах 20;
- выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
- вычислять значение числового выражения в одно—два действия на сложение и вычитание (без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;
- применять переместительное свойство сложения;
- понимать взаимосвязь сложения и вычитания;
- сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;
- выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и вычислять его значение;
- составлять выражения в одно–два действия по описанию в задании.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
- восстанавливать сюжет по серии рисунков;
- составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ;
- изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка;
- различать математический рассказ и задачу;
- выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на…», «меньше на…»;
- составлять задачу по рисунку, схеме;
- понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом;
- различать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
- решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
Обучающийся получит возможность научиться:
- рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы;
- соотносить содержание задачи и схему к ней; составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу;
- составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению;
- рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
- понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.);
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат;
- изображать точки, прямые, кривые, отрезки;
- обозначать знакомые геометрические фигуры буквами русского алфавита;
- чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная;
- распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии;
- изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры;
Геометрические величины
Обучающийся научится:
- определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
- применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) – и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;
- выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).
Работа с информацией
Обучающийся научится:
- получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;
- дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью;
- изменять объект в соответствии с закономерностью, указанной в схеме;
Обучающийся получит возможность научиться:
- читать простейшие готовые схемы, таблицы;
- выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными.
Содержание изучаемого материала
- Числа и величины. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до ста. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Масса и объём. Единицы массы (килограмм) и вместимости (литр).
- Арифметические действия. Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Нахождение значения числового выражения. Перестановка и группировка слагаемых в сумме.
- Текстовые задачи. Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом на нахождение целого и части, на разностное сравнение, на нахождение большего или меньшего числа (в прямой и косвенной форме);
- Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение в пространстве и на плоскости (выше – ниже, справа – слева, сверху – снизу, ближе — дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Геометрические тела. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
- Геометрические величины. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Измерение длины отрезка.
- Работа с данными (изучается на основе содержания всех других разделов математики). Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора. Таблица. Чтение таблицы. Интерпретация таблицы.
Виды и формы организации учебного процесс: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
Виды занятий: самостоятельная работа, практическая работа, урок:
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля:
- самоконтроль — при введении нового материала,
- взаимоконтроль — в процессе его отработки,
- обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ,
- тематический контроль — при проведении контрольных работ в течение учебного года,
- итоговый контроль, включающий 2 этапа — переводную контрольную работу («минимум») и итоговую контрольную работу (дифференциация обучающихся по уровню освоения программы).
КИМы, предусмотренные данной рабочей программой, полностью соответствуют сборнику «Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы», Л.Г. Петерсон, А.А. Невретдинова.
Тематическое планирование
Содержание курса | Элементы содержания | Характеристика деятельности. |
Группы предметов или фигур, обладающих общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы. Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … порядок. Выделение части. Сравнение групп предметов. Сравнение групп предметов. Знаки «=», «не равно» | Общие понятия (15 часов)
Свойства предметов: форма, цвет, размер, материал. Совокупность предметов или фигур, обладающих общим признаком. Выделение части совокупности. Знакомство с понятием «порядок». Порядок. Сравнение двух совокупностей. Знаки = и ≠. Составление равных и неравных совокупностей. Выражение. Сравнение выражений. |
Исследовать свойства предметов.
Группировать предметы по заданному или самостоятельно составленному плану. Описывать свойства предметов. Анализировать и сравнивать предметы, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия. Читать, анализировать данные таблицы, заполнять таблицы на основании заданного правила. Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел. Описывать свойства простейших фигур. Сравнивать геометрические фигуры, различать плоские и пространственные фигуры. Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Записывать сложение и вычитание групп предметов с помощью знаков +, –, =. |
Число как результат счёта предметов и как результат измерения величин. Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счёт. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков =, ¹, >, <. Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на …, меньше на …). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»). Римские цифры. Алфавитная нумерация. | Числа и величины (48 часов)
Понятия «один», «много». Счет предметов. Числа от 1 до 9. Числовой отрезок. Цифры от 1 до 9. Состав чисел от 2 до 9. Числовые равенства. Равенство и неравенство чисел. Разностное сравнение чисел. Число 0. Цифра 0. Свойства нуля. «Волшебные» цифры. Римские цифры. Масса. Единицы измерения. Килограмм. Объем. Единицы измерения. Литр. Свойства величин. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Простейшие уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Решение уравнений. Укрупнение единиц счета. Десяток. Число 10. Счет десятками. Круглые числа. Счет десятками и единицами. Название и образование чисел до 20. Сравнение чисел до 20. Нумерация чисел от 20 до 100. Сравнение двузначных чисел. |
Соотносить числа с количеством предметов в группе, обобщать, упорядочивать заданные числа, определять место числа в последовательности чисел от 1 до 6.
Образовывать число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из последующего числа. Писать цифры , соотносить цифру и число. Сравнивать две группы предметов на основе составления пар. Сравнивать числа в пределах 6 с помощью знаков =, ≠, >, <. Моделировать сложение и вычитание чисел с помощью сложения и вычитания групп предметов. Использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел. Описывать расположение объектов с использованием слов: длиннее, короче, шире, уже, толще, тоньше, за, перед и др. Распознавать в предметах окружающей обстановки изучаемые геометрические фигуры, описывать их свойства, моделировать многоугольники из палочек, выделять вершины и стороны многоугольников. Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях, находить способ решения нестандартной задачи. Разбивать группу предметов на части по некоторому признаку, находить «лишний» предмет по какому-либо признаку. |
Таблица сложения однозначных чисел («квадратная»).
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Сложение однозначных чисел с переходом через разряд «по частям». Усложнение структуры текстовых задач в 2-3 действия на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел. Приём вычитания однозначных чисел с переходом через разряд «по частям». Решение составных задач. Комментированное решение уравнений по компонентам действий. Анализ данных в таблице. Сумма разрядных слагаемых. Сложение и вычитание двузначных чисел вила 40+8, 48-8, 48-40. Сложение и вычитание двузначных чисел вила 24+13, 37-24, 37-13. Сложение и вычитание двузначных чисел вила 34+10, 34-1, 34-10
|
Арифметические действия (37 часов)
Сложение. Компоненты сложения. Знак «+». .Переместительное свойство сложения.Вычитание. Знак «-».Ознакомление с понятием «разность». Компоненты вычитания. Связь между сложением и вычитанием. Нахождение компонентов сложения и вычитания. Запись математических выражений. Таблица сложения. Таблица сложения однозначных чисел (с переходом через десяток). Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. Сложение, вычитание, сравнение круглых чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Прибавление и вычитание однозначных чисел по частям с переходом через десяток. Сложение и вычитание в пределах 20 |
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания).
Выявлять общие способы решения уравнений с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым. Решать уравнения данного вида, обосновывать и комментировать их решение на основе взаимосвязи между частью и целым, пошагово проверять правильность решения, используя алгоритм. |
Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.). Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на …»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам. Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями). Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2—4 действия. Анализ задачи и планирование хода её решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. | Текстовые задачи (16 часов)
Задача. Составные части задачи. Составление задач по схемам. Выбор вопроса. Составление задач по краткой записи, схеме. Взаимно- обратные задачи. Решение задач на нахождение части и целого. Задачи на разностное сравнение, на хождение большего и меньшего числа (в прямой и косвенной форме). Ознакомление с составной задачей. Составные задачи на нахождение части. |
Находить и выбирать способ решения текстовой задачи.
Планировать решение задачи. Объяснять (пояснять) ход решения задачи. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. |
Основные пространственные отношения: выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, спереди — сзади, сверху — снизу, слева — справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально). Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах. Области и границы. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. | Пространственные отношения. Геометрические фигуры (8 часов)
Знакомство с формами плоских фигур. Точки и линии. Шар, конус, цилиндр. Пространственно-временные отношения. Области и границы. Равные фигуры. Разбиение фигур на части. Соотношение между целым и частью. |
Описывать свойства геометрических фигур.
Сравнивать геометрические фигуры. Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел. |
Отрезок. Обозначение отрезка.
Ломаная линия. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Вершины многоугольника. Построение и измерение отрезков. Сравнение, сложение и вычитание длин отрезков. Понятие «периметр», «длина прямоугольника», «ширина прямоугольника». Противоположные стороны прямоугольника равны. Новая единица измерения – дециметр. Преобразование единиц измерения длины.
|
Геометрические величины (8 часов)
Отрезок и его части. Построение и измерение отрезков. Ломаная линия. Многоугольник. Измерение сторон многоугольников. Величины и их измерение. Длина. Единицы измерения. Сантиметр. Дециметр. Периметр. Нахождение периметра. |
Образовывать, называть и записыватьдвузначные числа в пределах 100,строить их графические модели, объяснять десятичное значение цифр, представлять в виде суммы десятков и единиц, упорядочивать, сравнивать, складывать и вычитать (без перехода через разряд).
Решать простые и составные задачи изученных видов, сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различие. Решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым, комментировать решение и пошагово проверять его правильность. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней числа.Использовать ритмический счётдо 80. |
Основные свойства предметов. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.
Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора. Поиск закономерностей. Таблица. Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы.
|
Работа с данными (изучается на основе содержания всех разделов курса)
Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора. Поиск закономерностей. Таблица. Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы.
|
Строить графические модели чисел, выраженных в укрупнённых единицах счёта, сравнивать данные числа, складывать и вычитать, используя графические модели. Называть, записывать, складывать и вычитать круглые числа, строить их графические модели. Образовывать, называть, записывать число 10, запоминать его состав, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 10 |
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания;
Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
К – итоговый контроль знаний.
Календарно-Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока Тип урока |
Элементы содержания |
Приложения |
1 |
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и т.д. ОНЗ |
Основные свойства предметов: цвет, форма, размер. Материал. |
Работа с раскладным лото. |
2 |
Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник ОНЗ |
Геометрические фигуры(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). |
|
3 |
Изменение цвета, формы, размера ОНЗ |
Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. |
Работа с раскладным лото |
4 |
Составление группы по заданному признаку ОНЗ (урок на улице) |
Совокупности предметов или фигур, обладающих общим признаком. Дидактические игры. |
Игра « Разбей по группам» |
5 |
Выделение части группы (С – 1) ОНЗ |
Разбиение группы предметов по заданным признакам (цвет, форма, размер). |
|
6 |
Сравнение групп предметов. Знаки «=» и «¹». ОНЗ |
Сравнение предметов по свойствам. Основные отношения между предметами: больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, толще – тоньше, спереди-сзади, сверху – снизу, справа-слева. |
Игра «Кто лишний» |
7 |
Составление равных и неравных групп. (С – 2) ОНЗ |
Установление равночисленности двух совокупностей с помощью составления пар. |
Работа с раскладным лото |
8 |
Сложение групп предметов(С – 3) Р |
Сложение групп предметов. |
Работа с раскладным лото |
9 |
Вычитание групп предметов. Знак «-» |
Вычитание.Знак действия вычитания «-». |
|
10 |
Вычитание групп предметов (С – 4) Р |
Запись сложения и вычитания групп предметов с помощью знаков +, –, =. |
Работа с раскладным лото |
11 |
Связь между сложением и вычитанием. Раньше, позже (С – 5) Р |
Отношения раньше — позже, сначала — потом. |
|
12 |
Контрольная работа № 1 К |
Контроль знаний. |
|
13 |
Один–много. На, над, под, перед, после, между, рядом Р (урок на воздухе) |
Расположение объектов. Учебная прогулка, дидактические игры. |
Игра « Кто за кем» |
14 |
Число и цифра 1. Справа, слева, посередине ОНЗ |
Число и цифра 1. |
Использование презентации. |
15 |
Число и цифра 2. Сложение и вычитание чисел ОНЗ |
Число и цифра 2. |
|
16 |
Число и цифра 3. Состав числа 3 ОНЗ |
Соотнесение числа и цифры 3. Сложение и вычитание в пределах 3. |
|
17 |
Сложение и вычитание в пределах 3 ОНЗ (урок на воздухе) |
Числа и цифры 1,2,3. Учебная прогулка, дидактические игры. |
Игра «Дополни до 3» |
18 |
Сложение и вычитание в пределах 3 (С – 6) Р |
Изученные случаи вычислений. |
|
19 |
Число и цифра 4. Состав числа 4 ОНЗ |
Число и цифра 4.Сложение и вычитание в пределах 4. Состав числа 4. |
Работа с раскладным лото |
20 |
Состав числа 4. Закрепление изученного. |
Число и цифра 4.Сложение и вычитание в пределах 4. Состав числа 4. |
|
21 |
Сложение и вычитание в пределах 4. |
Число и цифра 4.Сложение и вычитание в пределах 4. Состав числа 4. |
Работа с раскладным лото |
22 |
Сложение и вычитание в пределах 4. |
Сложение и вычитание в пределах 4. |
|
23 |
Числовой отрезок. ОНЗ (урок на воздухе) |
Определение числового отрезка, шара, конуса… Учебная прогулка, дидактические игры. |
Игра «Измерь предмет» |
24 |
Числовой отрезок. ОНЗ |
Определение числового отрезка, шара, конуса… Учебная прогулка, дидактические игры. |
|
25 |
Числовой отрезок . (С – 7) Р |
Сложение и вычитание в пределах 4 . |
|
26 |
Число и цифра 5. Состав числа 5 ОНЗ |
Число и цифра 5.Состав числа 5. |
Работа с раскладным лото |
27 |
Сложение и вычитание в пределах 5 ОНЗ |
Сложение и вычитание в пределах 5.Пятиугольник. |
|
28 |
Столько же. Равенство и неравенство чисел ОНЗ (урок в школьном дворе) |
Сравнение совокупностей по количеству. Равенство и неравенство чисел. Учебная прогулка, дидактические игры. |
Игра «Сделай равным» |
29 |
Сравнение по количеству с помощью знаков «=» и «¹». Р |
Счет предметов в прямом и обратном порядке. Числовое равенство. |
Работа с раскладным лото |
30 |
Сравнение по количеству с помощью знаков «>» и «<». ОНЗ |
Состав чисел 3 — 5. Прибавление чисел при помощи числового луча. |
|
31 |
Сравнение по количеству с помощью знаков «>» и «<». Р (С – 8) |
Знаки <, >. Вычитание чисел при помощи числового луча. |
|
32 |
Сложение и вычитание в пределах 5. Сравнение по количеству с помощью знаков «>» и «<». Р (экскурсия в парк) |
Состав чисел 3 — 5. Прибавление чисел при помощи числового луча. Учебная прогулка, дидактические игры. |
Игра «дополни до 5» |
33 |
Число и цифра 6. Состав числа 6 ОНЗ |
Соотнесение числа и цифры 6. Состав числа 6. |
Работа с раскладным лото |
34 |
Сложение и вычитание в пределах 6 Р |
Соотнесение числа и цифры 6. Состав числа 6. |
|
35 |
Точки и линии. Компоненты сложения ОНЗ. |
Точки и линии. Понятие замкнутых и незамкнутых линий. |
Использование компьютерной игры |
36 |
Области и границы. Компоненты вычитания. ОНЗ |
Понятия «на линии», «внутри», «снаружи». |
|
37 |
Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6 (С – 9) Р |
Состав чисел 3 — 6. Прибавление и вычитание чисел при помощи числового луча. |
Работа с раскладным лото |
38 |
Контрольная работа № 2 К |
Контроль знаний. |
|
39 |
Отрезок и его части ОНЗ |
Отрезок. Обозначение отрезка. |
|
40 |
Число и цифра 7. Состав числа 7 ОНЗ |
Соотнесение числа и цифры 7. Состав числа 7. |
Работа с раскладным лото |
41 |
Состав числа 7. Ломаная линия. Многоугольник. (С – 10) Р |
Ломаная линия. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Вершины многоугольника. |
|
42-43 |
Выражения. ОНЗ |
Понятие «математическое выражение». |
|
44 |
Выражения. Сравнение, сложение и вычитание в пределах 7 (С – 11) Р |
Сравнение математических выражений. Составление выражений по рисункам. |
Работа с раскладным лото |
45 |
Число и цифра 8. Состав числа 8. ОНЗ |
Число 8. Образование числа 8. Соотнесение цифры и числа 8. |
Работа с раскладным лото |
46 |
Сложение и вычитание в пределах 8 Р |
Автоматизация навыка сложения и вычитания в пределах 8. |
|
47 |
Сложение и вычитание в пределах 8 (С – 12) Р |
Автоматизация навыка сложения и вычитания в пределах 8. |
|
48 |
Число и цифра 9. Состав числа 9 ОНЗ |
Число 9. Образование числа 9. Соотнесение цифры и числа 9 |
|
49 |
Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9 ОНЗ |
Автоматизация навыка сложения и вычитания в пределах 9. |
|
50 |
Зависимость между компонентами сложения ОНЗ |
Связь между компонентами и результатом сложения . |
|
51 |
Зависимость между компонентами вычитания ОНЗ |
Связь между компонентами и результатом вычитания . |
|
52 |
Сложение и вычитание в пределах 9. Зависимость между компонентами сложения и вычитания (С – 13) Р |
Автоматизация навыка сложения и вычитания в пределах 9. |
Работа с раскладным лото |
53 |
Контрольная работа № 3 К |
Контроль знаний. |
|
54 |
Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями ОНЗ |
Геометрическая фигура и её части. |
Игра «Танграмм» |
55 |
Число 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. Сравнение с нулем ОНЗ |
Число 0. Его свойства. Цифра 0. |
|
56 |
Сравнение с нулем. ОНЗ |
Свойства сложения и вычитания с нулем. Ритмический счёт. |
|
57 |
Сложение и вычитание в пределах 9. Кубик Рубика (С – 14) Р |
Автоматизация навыка сложения и вычитания в пределах 9. Кубик Рубика. |
Работа с компьютерной моделью «Кубик Рубика» |
58 |
Равные фигуры ОНЗ |
Равные (одинаковые) фигуры. |
Работа с раскладным лото |
59 |
Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация ОНЗ |
Различные системы нумерации. |
|
60 |
Равные фигуры. Сложение и вычитание в пределах 9 (С – 15) ОНЗ |
Состав чисел в пределах 9. |
|
61 |
Задача. ОНЗ |
Условие, вопрос, выражение, решение, ответ |
|
62 |
Решение задач на нахождение целого и части целого Р |
Простые задачи на сложение и вычитание. |
Игра «Составь задачу» |
63 |
Взаимно обратные задачи ОНЗ |
Понятие обратной задачи. |
|
64 |
Решение задач на нахождение целого и части целого (С – 16) Р |
Простые задачи на сложение и вычитание. |
Использование моделей задач. |
65,66 |
Разностное сравнение чисел ОНЗ |
Вывести правило решения задач на разностное сравнение чисел (на сколько меньше, больше). |
|
67 |
Задачи на нахождение большего числа Р |
Вывести правило решения задач на нахождение большего числа. |
Работа с моделями задач. |
68 |
Задачи на нахождение меньшего числа Р |
Вывести правило решения задач на нахождение меньшего числа. |
|
69 |
Решение задач на разностное сравнение Р |
Задач на разностное сравнение чисел |
Работа с моделями задач. |
70 |
Решение задач на разностное сравнение (С – 17) Р |
Решение взаимно-обратных задач на разностное сравнение. |
|
71 |
Контрольная работа № 4 К |
Контроль знаний. |
|
72 |
Величины. Длина. ОНЗ |
Величина, измерение, величин, единица измерения (мерка). Различные единицы измерения длины: шаг, локоть, см и т.д. |
Компьютерная презентация. |
73 |
Построение отрезков данной длины ОНЗ |
Построение и измерение отрезков. |
|
74 |
Измерение длин сторон многоугольников. Периметр (С – 18) Р |
Сравнение, сложение и вычитание длин отрезков. Понятие «периметр», |
Работа с моделями. |
75,76 |
Масса ОНЗ |
Единицы измерения массы. Ритмический счёт. |
Работа с моделями. |
77 |
Объем ОНЗ |
Объем, единицы измерения объема. Сравнение объёмов. |
Работа с моделями. |
78 |
Свойства величин ОНЗ |
Преобразование, сравнение и арифметические действия с единицами измерения длины. |
|
79 |
Величины и их свойства (С – 19) Р |
Преобразование, сравнение и арифметические действия с единицами измерения длины. |
|
80 |
Составные задачи на нахождение целого ОНЗ |
Решение задач в 2 действия (неизвестно целое и одна из частей). |
|
81 |
Уравнения. Решение уравнений вида х + а = б ОНЗ |
Уравнение с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи между частью и целым. Правило нахождения неизвестного слагаемого. |
|
82 |
Уравнения. Решение уравнений вида х + а = б (С–20) Р |
Уравнение с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи между частью и целым. |
Работа с раскладным лото. |
83 |
Решение уравнений вида а − х = б ОНЗ |
Правило нахождения неизвестного вычитаемого. |
|
84 |
Решение уравнений вида а − х = б (С – 21) Р |
. Правило нахождения неизвестного вычитаемого. |
Работа с моделями. |
85 |
Решение уравнений вида х − а = б ОНЗ |
Уравнение с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым. |
Работа с раскладным лото. |
86 |
Решение уравнений вида х − а = б (С – 22) Р |
Уравнение с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым. |
|
87 |
Уравнения Р |
Правило нахождения неизвестного уменьшаемого. |
|
88 |
Контрольная работа № 5 К |
Контроль знаний. |
|
89 |
Укрупнение единиц счета ОНЗ |
Укрупненные единицы счета. Графическое обозначение укрупненных единиц счета. |
|
90 |
Укрупнение единиц счета Р |
Сравнение, сложение и вычитание укрупненных единиц счета. |
|
91 |
Число 10. Состав числа 10 ОНЗ |
Решение задач в 2 действия (неизвестно целое и одна из частей). |
Работа с моделями. |
92 |
Сложение и вычитание в пределах 10 (С – 23) Р |
Решение задач. |
|
93 |
Составные задачи на нахождение части ОНЗ |
Решение задач в 2 действия (неизвестно целое и одна из частей). |
|
94 |
Состав числа 10. Составные задачи на нахождение части целого (целое не известно) (С – 24) Р |
Сложение и вычитание в пределах 10. |
|
95 |
Счет десятками. ОНЗ |
Сложение, вычитание, сравнение круглых чисел. |
Работа с моделями. |
96 |
Круглые числа Р |
Сложение, вычитание, сравнение круглых чисел. Задачи и уравнения, содержащие круглые числа. |
|
97 |
Дециметр ОНЗ |
Новая единица измерения – дециметр. Преобразование единиц измерения длины. |
Использование таблицы мер длины. |
98 |
Счет десятками. Круглые числа. Дециметр (С – 25) Р |
Сложение, вычитание, сравнение круглых чисел. Задачи и уравнения, содержащие круглые числа. |
Работа с моделями. |
99 |
Контрольная работа № 6 К |
Контроль знаний. |
|
100 |
Счет десятками и единицами ОНЗ |
Сложение и вычитание двузначных чисел вила 34+10, 34-1, 34-10 |
|
101 |
Чтение и запись чисел до 20. Разрядные слагаемые ОНЗ |
Арифметические действия с числами первого и второго десятков, решение уравнений и задач. |
Работа с моделями. |
102 |
Сложение и вычитание в пределах 20 ОНЗ |
Арифметические действия с числами первого и второго десятков, решение уравнений и задач. |
|
103 |
Числа 1–20. (С – 26) Р |
Арифметические действия с числами первого и второго десятков, решение уравнений и задач. |
Игра «Посчитай» |
104 |
Нумерация двузначных чисел ОНЗ |
Отработка навыков устного счёта в пределах 100. |
|
105 |
Сравнение двузначных чисел ОНЗ |
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Сравнение чисел до 20. |
Работа с компьютерным приложением. |
106 |
Сложение и вычитание двузначных чисел ОНЗ |
Отработка навыков устного счёта в пределах 100. |
|
107 |
Сложение и вычитание двузначных чисел (С – 27) Р |
Прием вычитания однозначных чисел по частям с переходом через десяток. Решение задач. |
|
108 |
Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел. (С – 28) Р |
Отработка навыков устного счёта в пределах 100. |
|
109 |
Административная контрольная работа |
Контроль знаний. |
|
110 |
Квадратная таблица сложения ОНЗ |
Прием прибавления однозначных чисел по частям с переходом через десяток. Состав чисел второго десятка |
Использование таблицы. |
111, 112 |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток ОНЗ |
Прием прибавления однозначных чисел по частям с переходом через десяток. Состав чисел второго десятка |
Использование таблицы . |
113 |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток (С – 29) Р |
Прием прибавления однозначных чисел по частям с переходом через десяток. Состав чисел второго десятка |
|
114, 115 |
Вычитание однозначных чисел из двузначных чисел с переходом через десяток ОНЗ |
Прием вычитания однозначных чисел по частям с переходом через десяток. Решение задач. |
Игра «Кто быстрее». |
116 |
Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток (С – 30) Р |
Арифметические действия с числами первого и второго десятков, решение уравнений и задач. |
|
117 |
Решение текстовых задач (С-31) Р |
Решение текстовых задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток. |
Игра «Придумай сам». |
118 |
Контрольная работа №7 К |
Контроль знаний. |
|
119- 124 |
Решение задач. Р |
Решение текстовых задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток. |
|
125 |
Комплексная проверочная работа К |
Контроль знаний. |
|
126-129 |
Решение задач. Р |
Решение текстовых задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток. |
Работа с моделями |
130 |
Контрольная работа №8 К |
Контроль знаний. |
|
131 |
Урок –сказка «волшебные числа» Р |
Дидактическая игра. |
Использование компьютерных презентаций. |
132 |
Урок-конференция «Я люблю математику» Р |
Арифметические действия с числами первого и второго десятков, решение уравнений и задач. |
Программно-методическое обеспечение программы
- Л.Г. Петерсон. «Математика», учебник для 1 класса: в 3 ч.- М.: «Ювента», 2011;
- Л.Г. Петерсон, А.А. Невретдинова «Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы», в 2 ч.- М.: «Баласс», 2011;
- Л.Г. Петерсон, «Математика. 1-й класс», методические рекомендации, — М.: «Ювента», 2011;
- Л.Г.Петерсон, И.Г. Липатникова «Устные упражнения на уроках математики, 1 класс». – М.: «Школа 2000+», 2009;
- Компьютерная программа комплексного мониторинга развития ребёнка «Электронное приложение к учебникам математики Л.Г.Петерсон».
Файлы для загрузки
- Рабочая программа Математика 1 класс: Rabochaya-programma-Matematika-1-klass.doc (271.00K)