Рабочая программа по литературе в 10 классе на 2023-2024 учебный год
Содержание
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М: « Просвещение»,2008 и Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, М: Дрофа .2004. Рабочая программа соответствует базисному учебному плану МБОУ «СОШ», принятому 29.08.2014 года, по которому на изучение литературы в 10 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю).
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология».
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
Уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Календарно-тематическое планирование
Количество часов в неделю – 3.
Общее количество – 105 часов
№ |
Дата |
Тема |
Примечание | |
По плану | По факту | |||
1. |
Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы литературы 19 века. |
|||
2. | Обзор русой литературы 19 века. | |||
3. | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально- историческое и общечеловеческое содержание. | |||
4. |
Романтическая лирика А. Пушкина периода южной и михайловских ссылок.( «Погасло дневное светило». «Подражание Корану».) Художественные открытия лирики А.С. Пушкина |
|||
5. | Тема поэта и поэзии в лирике А.П. Пушкина («Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтами») | |||
6. | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина ( «Вольность», «Свободы сеятель пустынный») | |||
7. | Религиозно- философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. ( «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны»). | |||
8. | Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Человек и история в поэме «Медный всадник». | |||
9. | Образ Петра Первого как царя- преобразователя в поэме «Медный всадник». | |||
10. | Социально- философские проблемы поэмы «Медный всадник». Диалектика пушкинских взглядов на историю России. | Д/с | ||
11. | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта. | |||
12. | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова «Молитва»( «Я, матерь Божия, ныне с молитвою») | |||
13. | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик»,«Сон», «Завещание» | |||
14. | Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен…»,«Выхожу один я на дорогу…». Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. | |||
15. | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. | |||
16. | Проверочная работа по лирике Лермонтова. | Ответ на проблемный вопрос. | ||
17. | Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | |||
18. | Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород». | |||
19. | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. | |||
19. | Н.В. Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | |||
20. | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». | |||
21. | Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». | В/ч | ||
22-23. | Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя | К/с | ||
24. | Обзор русской литературы второй половины 19 века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и критики. | |||
25. | И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. | |||
26. | Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Герои романа в их отношении к Обломову. | |||
27. | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. | |||
28. | Обломов и Штольц. Авторское отношение к героям романа. | |||
29. | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. | |||
30. | А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Формирование национального театра. | |||
31. | Драма «Гроза». История создания, система образов. | |||
32. | Драма «Гроза». Приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. | |||
33. | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества. | |||
34. | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы .Смысл названия. | |||
35. | Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». | |||
36. | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». | Д/с (Ответ на проблемный вопрос.) | ||
37. | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе | |||
38. | И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы. | |||
39. | Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя. | |||
40. | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Сущность конфликта. | |||
41. | «Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети». | |||
42. | Испытание любовью в романе «Отцы и дети». | |||
43. | Трагедийность фигуры Базарова, его одиночество. Анализ эпизода «Смерть Базарова». | |||
44. | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению. | Д/с | ||
45. | Контрольная работа в форме теста за первое полугодие. | |||
46. | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. | |||
47. | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. («Эти бедные селенья..», «Нам не дано..» и др.) | |||
48. | Любовная лирика Ф. Й. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас …») | |||
49. | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. | |||
50. | Любовная лирика А. А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. | |||
51. | А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого.( «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»). | |||
53. | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.( «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки…» и др.). | |||
54. | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…» и др. | |||
55. | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. | |||
56. | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка» и др) . | |||
57. | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».» | |||
58. | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства. | |||
59. | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | |||
60. | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. | |||
61-62 | Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. | К/с | ||
63. | М. Е. С а л т ы к о в — Щ е д р и н. Личность и творчество(обзор). Проблематика и поэтика сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина. |
|||
64. | Судьба русской сатиры. Сатирическая летопись Русского государства. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». | |||
65. | Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | |||
65. | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. | |||
66. | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Художественные особенности романа. | |||
67. | Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти. | |||
68. | Духовные искания Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования. | |||
69. | Женские образы в романе «Война и мир». Роль женщины в семье и обществе. | |||
70. | «Мысль семейная» в романе Толстого. | |||
71-72. | Народ и «мысль народная» в изображении писателя.
Обращение к народу в поисках нравственного идеала. |
|||
73. |
Кутузов и Наполеон. Роль личности в истории. |
|||
74. |
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». |
|||
75. |
Анализ эпизода эпического произведения «Петя Ростов в отряде Денисова». |
|||
76. |
Подготовка к домашнему сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». |
Д/с | ||
77. |
Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. |
|||
78. |
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского. |
|||
79. |
История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе. |
|||
80. |
Духовные искания героя и способы их выявления. Теория Раскольникова и её истоки. |
|||
81. | «Двойники» Раскольникова | |||
82. | Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала романа. Тема гордости и смирения в романе. | |||
83 | Роль эпилога в романе «Преступление и наказание».Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор. | |||
84-85. | Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | К/с | ||
86 | ВОв | |||
87. | Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. | |||
88. | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. | |||
89. | Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») | |||
90. | А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре» | |||
91. | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах». | |||
92. | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Проблема человека и среды. | |||
93. | Особенности драматургии А. П. Чехова. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. | |||
94-95. | Будущее в пьесе«Вишневый сад». Символ сада. Своеобразие чеховского стиля . | Ответ на проблемный вопрос.) | ||
96. | Контрольная работа в форме теста по русской литературе 19 века. | |||
97. | К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». | |||
98. | Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. | |||
99. | Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье». Неожиданность развязки | |||
100. | Генрик Ибсен. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма. | |||
101. | Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек» | |||
102. | Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». Своеобразие поэтического языка. | |||
103. | Итоговый урок. | |||
104-105 | Резервные уроки. |
№ | Дата | Тема | Примечание | |
По плану | По факту | |||
1 | Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы литературы 19 века. | |||
2 | Обзор русой литературы 19 века. | |||
3 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально- историческое и общечеловеческое содержание. | |||
4 | Романтическая лирика А. Пушкина периода южной и михайловских ссылок.( «Погасло дневное светило». «Подражание Корану».)Художественные открытия лирики А.С. Пушкина | |||
5 | Тема поэта и поэзии в лирике А.П. Пушкина («Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтами») | |||
6 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина ( «Вольность», «Свободы сеятель пустынный») | |||
7 | Религиозно- философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. ( «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны»). | |||
8 | Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Человек и история в поэме «Медный всадник». | |||
9 | Образ Петра Первого как царя- преобразователя в поэме «Медный всадник». | |||
10 | Социально- философские проблемы поэмы «Медный всадник». Диалектика пушкинских взглядов на историю России. | Д/с | ||
11 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта. | |||
12 | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова «Молитва»( «Я, матерь Божия, ныне с молитвою») | |||
13 | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик»,«Сон», «Завещание» | |||
14 | Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен…»,«Выхожу один я на дорогу…». Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. | |||
15 | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. | |||
16 | Проверочная работа по лирике Лермонтова. | Ответ на проблемный вопрос. | ||
17 | Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | |||
18 | Сатирическое и эпикодраматическое начало всборнике «Миргород». | |||
19 | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. | |||
20 | Н.В. Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | |||
21 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». | |||
22 | Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». | В/ч | ||
23 | Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя | К/с | ||
24 | Обзор русской литературы второй половины 19 века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и критики. | |||
25 | И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. | |||
26 | Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Герои романа вих отношении кОбломову. | |||
27 | «Обломов» как роман олюбви. Авторская позиция и способы ее выражения вромане. | |||
28 | Обломов и Штольц. Авторское отношение к героям романа. | |||
29 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» врусской критике. | |||
30 | А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии втворчестве писателя. Формирование национального театра. | |||
31 | Драма «Гроза». История создания, система образов. | |||
32 | Драма «Гроза». Приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. | |||
33 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества. | |||
34 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы .Смысл названия. | |||
35 | Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». | |||
36 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». | Д/с (Ответ на проблемный вопрос.) | ||
37 | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе | |||
38 | И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы. | |||
39 | Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя. | |||
40 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Сущность конфликта. | |||
41 | «Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети». | |||
42 | Испытание любовью в романе «Отцы и дети». | |||
43 | Трагедийность фигуры Базарова, его одиночество. Анализ эпизода «Смерть Базарова». | |||
44 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению. | Д/с | ||
45 | Контрольная работа в форме теста за первое полугодие. | |||
46 | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. | |||
47 | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. («Эти бедные селенья..», «Нам не дано..» и др.) | |||
48 | Любовная лирика Ф. Й. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас …») | |||
49 | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. |
Используемые ресурсы
Основная литература
- Гольцова Н. Г.Программа к учебнику «Русский язык 10-11 классы». Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.( 5-е издание). Москва «Русское слово», 2008 год.
- Русский язык 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.Москва «Русское слово», 2008-2012 год.
Дополнительная литература
- Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2008
- Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
- Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы: к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.- М.: Вако, 2023
- Сборник диктантов 10-11 класс. Москва. «ВАКО», 2009
- Тесты по всем разделам лингвистики. Москва. «ВАКО», 2009
- Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005.
- Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2023. Вступительные испытания
Образовательные электронные ресурсы
- Сайт учителя русского языка и литературы Акимовой С.А. http://asa.my1.ru/
- Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/
- Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2 Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.
- http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
- http://www.9151394.ru/ — Информационные и коммуникационные технологии в обучении
- http://repetitor.1c.ru/ — Серия учебных компьютерных программ ‘1С: Репетитор’ по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии ‘Репетитор. Тесты’ по пунктуации, орфографии и др.
- http://som.fio.ru/ — сетевое объединение методистов
- http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://schools.techno.ru/ — образовательный сервер «Школы в Интернет»
- http://www.1september.ru/ru/ — газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ — Все образование Интернета
- http://www.mediaterra.ru/ruslang/ — теория и практика русской орфографии и пунктуации
- Навигатор. Грамота.ру http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x
- Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Файлы для загрузки
- Пояснительная записка: Poyasnitelnaya-zapiska.docx (22.23K)
- Требования к уровню подготовки: Trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki.docx (12.16K)
- Календарно-тематическое Планирование: Kalendarno-tematicheskoe-Planirovanie.docx (27.60K)
- Используемые ресурсы: Ispolzuemye-resursy.docx (14.64K)