Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2023-2024 учебный год

Выкладываю рабочую программу по литературе для 7 класса.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной (М. Просвещение 2009.).

Рабочая программа соответствует базисному учебному плану МБОУ « СОШ» , утвержденному 29.08.2014 года.

Предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология», и на его изучение в 7 классе отводится 2 часа в неделю (70ч).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать

  • текст художественного произведения;
  • событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;
  • особенности композиции изученного произведения;
  • основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь

  • выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц;
  • определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета;
  • определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка;
  • сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним;
  • различать эпические и лирические произведения;
  • пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него;
  • создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику;
  • составлять план собственного устного или письменного высказывания;
  • составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения;
  • давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
  • пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Календарно-тематическое планирование

Количество часов в неделю – 2. Общее количество – 70 часов

Дата

Тема

Примечание

По плану

По факту

1 Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
2 Предания как поэтическая автобиография народа. Фонохрестоматия
3 Понятие о былине. Собирание былин. «Вольга и Микула Селянинович»- прославление мирного труда. Иллюстрации к былинам Библии на Васнецова ,карта Киевской Руси, фонохрестоматия
4 Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка Диск mp3, презентация
5 Вн.чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Роль гиперболы. Иллюстрации
6 «Калевала» — карело-финский мифологический эпос.Изображение жизни народа.
7 Пословицы и поговорки. Народная мудрость ,меткость и точность языка. Различные издания сборников пословиц и поговорок
8 «Поучение» Владимира Мономаха» (отрывок)..Нравс твенные заветы Древней Руси. Фонохрестоматия
9 «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Прославление любви и верности.

Фонохрестоматия
10 МВ Ломоносов. Личность, судьба. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…».Мысли автора о Родине,русской науке и ее творцах. Портрет Ломоносова, репродукции с изображением современников Ломоносова, фонохрестоматия
11 Г.Р. Державин- поэт и гражданин.Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества. Портрет Державина, фонохрестоматия
12 А.С. Пушкин.Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок).. Презентация с изображениями Петербурга, памятника ПетруI, иллюстрации к поэме
13 Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»).Прославление деяний Петра.
14 «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Иллюстрации к поэме, фонохрестоматия
15 А.С.Пушкин «Борис Годунов» :сцена в Чудовом монастыре.Образ летописца Пимена. Фонохрестоматия, иллюстрации к трагедии В.И. Сурикова
16 . А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека». Иллюстрации к «Повестям Белкина», фонохрестоматия
17 Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»
18 М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Картины быта 16 в. Их роль в понимании идеи поэмы. Презентация «Тарханы», тест
19 Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем. Защита человеческого достоинства. Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», презентация «Старая Москва», фонохрестоматия
20 М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Рисунки М.Ю. Лермонтова, фонохрестоматия
21 Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас бульба» Портрет писателя.
22 «Тарас Бульба». Жизнь в Сечи. Прославление боевого товарищества. Иллюстрации к повести, картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
23 Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей.
24 Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Развитие понятия о литературном герое. Фонохрестоматия
25 Р/Р. Патриотический пафос повести. Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба» Образец плана
26 И.С Тургенев. Слово о писателе .«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Портреты Тургенева, фотоальбом о Спассом-Лутовинове, художественный фильм о Тургеневе
27 Характеристика героев рассказа «Бирюк».

Роль пейзажа в рассказе .

Репродукции Маковского «Ночное», Лебедева «Бежин луг»
28 Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».Авторские критерии нравственности. Фонохрестоматия
29 Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».Историческая основа поэмы. Тест, материалы для выставки в школе «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова»
30 Величие духа русской женжины.Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором». Фонохрестоматия
31 Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом».Боль поэта за судьбу народа. Фонохрестоматия
32 Вн. чтение. А.К.Толстой .Исторические баллады.Правда и вымысел.
33 М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Фонохрестоматия
34 Сказка «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Иллюстрации
35 Л.Н Толстой. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Фонохрестоматия, фоторепродукции Толстого
36 Проявления чувств героя повести, анализ собственных поступков.
37 И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
38 И.А.Бунин «Лапти».Нравственный смысл рассказа.
39 Р.Р.Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого и И.А.Бунина.
40 А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон»- живая картина нравов. Фонохрестоматия, иллюстрации Кукрыниксов к произведении ям Чехова
41 Многогранность комического в рассказах «Злоумышленник», «Размазня». Иллюстрации Пономаревой к рассказу «Злоумышленник»
42 «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. Фонохрестоматия
43 М. Горький. Слово о писателе.»Детство» . Изображение быта и характеров. Фотографии Горького и его семьи, иллюстрации к повести «Детство»
44 «Яркое, здоровое ,творческое в русской жизни»: бабушка и др.герои. Фонохрестоматия
45 Р.Р. Анализ эпизода из повести «Детство». Портрет как средство характеристики героя.
46 М. Горький «Легенда о Данко».Романтический характер легенды. Фонохрестоматия, иллюстрации к повести «Старуха Изергиль»
47 В.В. Маяковский. Краткий рассказ о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Фонохрестоматия
48 В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Фонохрестоматия, картинки с изображениями лошадей
49 Л.Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
50 Вн. чтение. Л.Н.Андреев «Петька на даче».Внутренний мир маленького героя.
51 А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Фонохрестоматия, портрет Платонова
52 А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».Труд как основа нравственности. Фонохрестоматия
53 Л.Б.Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль». Способы создания поэтических образов.
54 Ф.А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».Эстетические и нравственно- экологические проблемы рассказа. Вставка книг и журнальных публикаций Ф.Абрамова, его портрет, фонохрестоматия
55 Е.И. Носов «Кукла». Протест против равнодушия, бездуховности. Выставка книг и журнальных публикаций, фонохрестоматия
56 Е.И.Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.
57 Ю.П. Казаков «Тихое утро».Герои рассказа и их поступки. Фонохрестоматия
58 А.Т. Твардовский.Слово о поэте.Философские проблемы в лирике Твардовского.
59 Стихи и песни на слова русских поэтов 20 в. Единство человека и природы.
60 Д.С.Лихачёв «Земля родная».Духовное напутствие молодежи. Фонохрестоматия, репродукции картин по теме
61 Вн чтение. Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны.
62 М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда».Смешное и грустное в рассказах писателя. Фонохрестоматия
63 Р.Гамзатов «Опять за спиною родная земля». Размышления поэта об истоках и основах жизни.
64 Р/р. Сочинение «Незабываемые страницы».
65 Р. Бернс. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. Портрет Бернса, карта Великобритании
66 «Властитель наших дум» Д.Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь,герой» как прославление подвига во имя Родины. Эпиграфы, портреты Байрона
67 Японские хокку (хайку). Особенности жанра. Репродукции японских миниатюр
68 О. Генри. «Дары волхвов».Преданность и жертвенность во имя любви. Фонохрестоматия
69 Рэй Дуглас Брэдбери.»Каникулы»- фантастический рассказ – предупреждение.
70 Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся.Задание на лето.

Произведения для заучивания наизусть

  1. Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
  2. Пословицы и поговорки (на выбор).
  3. М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года (отрывок).
  4. А.С.Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
  5. М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ангел (по выбору учащихся).
  6. Н.В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
  7. И.С. Тургенев. Русский язык.
  8. Н.А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
  9. В.А. Жуковский. Приход весны. А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…» или Благовест. И.А. Бунин. Родина (на выбор).
  10. В.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
  11. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Е.М. Винокуров. Москвичи).
    С.А. Есенин. «Топи да болота…». Н.А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…». Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина…» (на выбор).
  12. А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…».

Файлы для загрузки

0
Поделиться своими мыслямиx
()
x