Рабочая программа курса Окружающий мир для 1 класса на 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой МБОУ «средняя общеобразовательная школа» и ориентирована на использование учебника А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая.
«Окружающий мир», входящего в УМК « Перспектива». Авторская программа А.А.Плешакова входит в УМК «Перспектива».
Ввиду особых санитарно-педагогических требований к организации обучения первоклассников в 1 четверти (Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2001 г. N 408/13-13) , элементы содержания учебного материала (уроки №1-16) будут реализовываться путём проведения экскурсий, уроков на свежем воздухе, учебных прогулок, игр с дидактической направленностью.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Календарно — тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания |
Что такое окружающий мир? День знаний..
|
ОНЗ | Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления.
Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Запомнить домашний адрес и адрес школы. Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой. |
|
Путешествие по школе.
Природа
|
Учебная прогулка | Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы.
Запомнить домашний адрес и адрес школы. Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой. |
|
Мы теперь не просто дети.
Неживая и живая природа.
|
Урок-игра | Различать и называть объекты неживой и живой природы.
Приводить примеры объектов неживой и живой природы. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке. Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой. |
|
Мы теперь ученики.
Культура.
|
Урок-игра.
|
Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры.
Различать предметы культуры и произведения культуры. Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше – теперь, давно – недавно». Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. |
|
|
Условные знаки.
Природа в творчестве человека. |
Урок-экскурсия | Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры.
Узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края.
|
Безопасный путь.
|
Экскурсия
|
Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. | |
Учимся быть примерными пешеходами. | Познакомить с дорожными знаками .Запрещающие знаки и предупреждающие знаки. Пешеходный переход. | ||
Мы – люди. | Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека.
Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края. Выявлять и перечислять их особенности |
||
Как мы общаемся с миром.
|
Урок экскурсия | Определять и называть органы чувств.
Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств. Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников. Называть признаки, отличающие человека от других живых существ. Характеризовать предложенные картины и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия |
|
Люди – творцы культуры.
|
Урок- путешествие | Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом.
Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда. |
|
Обобщающий урок по теме «Мы и наш мир»
|
Учебная прогулка | Конкретизировать знания полученные ранее. | |
Наш класс в школе. | ОНЗ | Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры.
Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, ХХ века |
|
Мы – дружный класс. | Урок-экскурсия | Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса. Оценивать сложившиеся отношения в классе. | |
Учитель – наставник и друг. | Игра на воздухе | Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике. Пересказывать рассказы родителей о своих учителях. | |
Природа в классе.
|
Урок-прогулка по начальным классам | Рассуждать о целях выращивания комнатных растений.
Определять комнатные растения класса с помощью атласа-определителя. Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки. |
|
Как ухаживать за комнатными растениями. | ОНЗ | Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений.
Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования |
|
Что растёт у школы.
|
Урок-экскурсия | Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку.
Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа-определителя. Классифицировать растения по изученным признакам. |
|
Кто ещё у нас живёт? | ОНЗ | Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка. Рассказывать об известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка, осваивать приёмы ухода. |
|
2 четверть | |||
Какие бывают животные. | ОНЗ | Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку.
Приводить примеры животных разных групп. Классифицировать животных по изученным признакам. |
|
Делу – время. | Мини-экскурсия | Анализировать смысл первой части пословицы «делу – время, потехе – час». Давать характеристику школьному распорядку занятий.
Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Приводить примеры успешности работы на уроках. |
|
Книга – друг и наставник.
|
ОНЗ | Групповая работа: составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля. Организовывать выставку любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг» | |
Потехе – час. | ОНЗ | Обсуждать вторую часть пословицы «Делу – время, потехе – час». Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игры, в которые играли старшие члены семьи. | |
Мы в семье. | ОНЗ | Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевые слов эмоциональные отношения между членами семьи. | |
Моя семья – часть моего народа. | ОНЗ | Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять колыбельную песню своего народа. | |
Природа в доме. | Урок рефлексии | Рассказывать о предметах природы в своём доме, обсуждать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать своё отношение к ним.
Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них, которые есть в доме. |
|
Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество | ОНЗ | Обсуждать значение воды, газа, электричества.
Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы. Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды, газа и электричества в наш дом. Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества в доме. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании. |
|
Красивые камни в нашем доме.
|
ОНЗ | Определять названия красивых камней, узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.
Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме. Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены. Оценивать своё отношение к изделиям из камня. |
|
Комнатные растения у нас дома. | ОНЗ | Определять названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде.
Узнавать комнатные растения по характерным признакам. Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома. |
|
Выйдем в сад. | ОНЗ | Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, классифицировать их.
Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи. Соотносить плоды и растения, на которых они созревают. Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым. Рисовать фрукты и овощи своего сада, огорода. |
|
30 | Овощи и фрукты на нашем столе.
|
ОНЗ | Различать овощи и фрукты.
Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особенно нравится. Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов. |
Про хлеб и кашу, про чай и кофе. | ОНЗ | Прослушивать и обсуждать рассказ В.И.Даля, раскрывать символический смысл панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу. Рассказывать, откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе. Соотносить растения и получаемые из них продукты питания. | |
Дикорастущие и культурные растения. | ОНЗ | Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведённым в учебнике эталоном. Объяснять, как появились культурные растения. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений. Классифицировать растения. | |
Собака в нашем доме. | ОНЗ | Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком. Определять породы собак, узнавать на рисунках изученные породы. Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой. | |
Кошка в нашем доме. | ОНЗ | Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком. Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные породы. Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей кошке, о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой. | |
Дикие и домашние животные. | ОНЗ | Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных. Классифицировать животных по известному признаку. Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным. Рассказывать о домашних животных своей семьи и об уходе за ними. | |
С утра до вечера. | Урок построения системы знаний | Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. Подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отношения к времени.
Обсуждать правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими |
|
Повторение Твое здоровье. (вариативный урок) | ОНЗ | ||
Повторение по теме «Наш дом и семья» | |||
Мы в городе. | ОНЗ | Определять значение слов «земляки», «горожане» путём сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк». Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села) | |
Мы в селе. | Урок-экскурсия | ||
Красота любимого города. | ОНЗ | Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках.
Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. |
|
Красота родного села. | Урок-экскурсия | ||
43-44. | Безопасность на улицах и дорогах (вариативные уроки) | ОНЗ | Объяснять значение светофора.
Различать дорожные знаки. |
Природа в городе. | ОНЗ | Обсуждать для чего нужна природа в городе. Определять по иллюстрации объекты природы в городе. Фантазировать , выполняя рисунок необычной клумбы. | |
Что растёт в городе. | ОНЗ | Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений в городе, классифицировать растения по известным признакам. Различать лиственные и хвойные деревья. Приводить примеры деревьев и кустарников своего края. Определять деревья и кустарники с помощью атласа-определителя. | |
Чудесные цветники.
|
ОНЗ | Обсуждать роль цветника. Знакомиться по материалам учебника с растениями цветника. Определять растения цветника с помощью атласа-определителя. Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде. Выделять среди растений цветника те, которые особенно нравятся. | |
В ботаническом саду. | ОНЗ | Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада. Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сада. Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада. Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду. | |
Кто живёт в парке. | ОНЗ | Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в парке, классифицировать их по известным признакам. Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, обсуждать роль животных парка в жизни людей. Предлагать способы помощи животным парка. | |
В зоопарке. | ОНЗ | Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам. Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, обсуждать цели создания зоопарков. Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке. | |
Войдём в музей!
|
Урок экскурсия | С опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей, по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в экспозициях. Сообща сформулировать правила поведения в музее и библиотеке. | |
Мы помним наших земляков. | ОНЗ | Рассказывать о старинных и современных жителях своего села как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении памятника, посвящённого землякам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» | |
Все профессии важны. | Урок построения системы знаний | Обобщать известные сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между качествами человека и профессией земледельца. По рисункам описывать способы и наблюдать этапы выращивания хлеба в старину. Называть любимые виды выпечки. Перечислять известные профессии и соотносить их особенности с необходимыми для них качествами характера. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий. | |
Россия – наша Родина.
|
ОНЗ | Обсуждать пословицы о родине, о родной стороне. Исследовать понятие «малая родина». Находить на карте республики обозначение своего села. На карте России находить и показывать свою республику. В интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Моделировать с помощью глобуса ситуацию полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса. | |
Москва – столица России. | ОНЗ | Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл. | |
Мы – семья народов России. | Урок рефлексии | Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и мира. Сравнивать их рецепты. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными условиями Севера. Слушать и сравнивать плясовую музыку разных народов России. Сравнивать игрушки, пословицы разных народов России. | |
Природа России. | ОНЗ | Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника. Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. | |
Съедобное и несъедобное (вариативный урок) | ОНЗ | Определять с помощью атласа-определителя съедобные и не съедобные растения и грибы. Узнавать известные растения и грибы на рисунке и в натуральном виде. Рассказывать о своих впечатлениях от сбора грибов. | |
Охрана природы. | ОНЗ | Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. | |
Красная книга России. | ОНЗ | Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным. Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги. Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации. Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках. | |
Заповедные тропинки.
|
ОНЗ | Совершать воображаемую экскурсию в Приокско-террасный заповедник, знакомиться с ним по материалам учебника. Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках. Рассказывать о заповеднике родного края. Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповедников. | |
Взгляни на человека! | ОНЗ | Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок; различать понятия: внешний облик – внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния. Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников. | |
Всему свой черёд. | ОНЗ | Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человек с признаками, характерными для природы весной, летом, осенью, зимой. | |
У каждого времени свой плод. | ОНЗ | Называть ключевые слова, для возрастного этапа жизни и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. | |
65-66. | Я – часть мира. | ОНЗ Урок-экскурсия | Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме. |
Файлы для загрузки
- Rabochaya-programma-kursa-Okruzhayushhiy-mir-1klass: Rabochaya-programma-kursa-Okruzhayushhiy-mir-1klass.doc (266.50K)