Конспект урока по баскетболу в 9 классе

Успешному обучению девятиклассников должны способствовать прогрессивные морфофункциональные упражнения растущего организма, достаточная степень индивидуальной техникой и тактикой игры, необходимый уровень физических качеств и, наконец, эффективность и прочность сформированных на предыдущих этапов взаимосвязей между компонентами подготовленности занимающихся.

Углубляя работу по интеграции базовых физических качеств необходимо на каждом занятии варьировать направленность обучающих воздействий. Специфика баскетбола позволяет создавать условия для одновременного или последовательного совершенствования нескольких двигательных умении и навыков занимающихся. С этой целью используют выполнение отдельных игровых приемов в режиме, благоприятном для развития специальных физических качеств, так и более сложные упражнения с поочередным включением тех или иных техники физических действий. Цепочка двигательных действий заданиях может удлиняться или временно сокращаться в зависимости от этапа обучения и сложности изучаемого материала.

Наиболее сложным в координационном отношении игровым приемом баскетбола, которым необходимо овладеть в IX классе, является бросок одной рукой от головы в прыжке на два счета. В новый учебный материал входит также поступательная передача с места и в движении.

Поскольку с приемами игры в нападении учащиеся предыдущих классов ознакомлены достаточно широко, на занятиях с девятиклассниками больше внимания уделяют овладению техникой защитных действий: выбиванию мяча из рук соперника и при ведении, противодействию атакующим, находясь в численном меньшинстве. Следуя принципам интегральной подготовки, приемы защиты в баскетболе изучают и совершенствуют не автономно, а в сочетании с приемами атаки, причем учащиеся ориентируются на быстрое и многократное переключение с одних действий на другие. В IX классе продолжается и процесс освоения тактики игры. Кроме совершенствования изученных ранее групповых тактических взаимодействий в нападении («передай мяч и выходи», «двойка», «скрестный проход») учащиеся знакомятся с новым — «тройка», а также с особенностями игры при атаке быстрым отрывом в ситуации 2:1.

Игровые противоборства и учебные игры вызывают наибольший интерес у занимающихся, но требуют рациональной организации. Для увеличения моторной плотности уроков их можно проводить с атакой в одну корзину по правилам так называемого уличного баскетбола, приобретающего с каждым годом все большую популярность. Комплексному совершенствованию двигательных навыков и физических качеств способствуют микропоединки при числовом равенстве 3:3, 4:4. Продолжительность противоборства регламентируют временными параметрами (от 5 мин.) или достижением определенного результата (например, до 15 очков). Эффективным средством интегральной подготовки девятиклассников является также проведение блицтурниров с определением чемпиона класса.

Урок 1

Задачи.

1. Обучить поступательной передаче одной рукой от плеча с места в сочетании с совершенствованием скоростного ведения мяча и разновидностей остановок.

2. Совершенствовать изученные приемы техники нападения в сочетании с развитием координационных способностей.

3. Комплексно совершенствовать изученные технико-тактические действия в условиях игрового противоборства.
Содержание основной части урока.

басетбольная подготовка в 9 классеОбучение поступательной передаче одной рукой от плеча с места в сочетании с совершенствованием скоростного ведения мяча и разновидностей остановок.

Объяснение и показ. Отметить важность овладения данным приемом для получения игрового,-преимущества при организации быстрой контратаки или при реализации тактических взаимодействий в позиционном нападении. Выделить основные компоненты эффективного выполнения передачи на ход: для передающего — своевременность и точность доставки мяча с учетом скорости передвижения партнера; для получающего — использование в качестве ориентира дальней от мяча руки, зрительный контроль за его полетом с помощью поворота головы, быстрая обработка мяча без снижения скорости движения. Подчеркнуть зависимость успеха от согласованности действий обоих партнеров.

2. Упражнения для обучения и совершенствования.

Выполнение поступательной передачи с места на ориентир неподвижно стоящему впереди партнеру (рис 1). Занимающиеся располагаются в парах на расстоянии 3-4 м друг от друга, а и обращены лицом в одном направлении. При этом трок без мяча находится впереди партнера, владеющего мячом, и смещен немного в сторону от него (вправо или влево). Он вытягивает вперед-вверх дальнюю от мяча руку и смотрит на мяч за счет поворота головы назад. Передача осуществляется точно на ориентир. После остановки мяча кистью вытянутой вперед руки следует подхватывать его другой и быстро подносить к туловищу. Далее партнеры выполняю! поворот кругом и меняются ролями.

Передачи осуществлять одной рукой от плеча. Контролировать и тт. игрока, получающего мяч: одноименная с вытянутой вперед рукой нога впереди. После 5-6 повторений задания целесообразно поменять позиции партнеров: впереди стоящему сместиться в другую сторону, — и продолжить упражнение для другой руки. Дистанцию варьировать в зависимости от подготовленности занимающихся.

Выполнение приема с места, направляя мяч начинающему движение игроку, в сочетании с последующим передвижением и остановкой с мячом и без мяча (рис. 2). Упражнение выполняют поперек площадки в парах. И.п. то же, что в упр. 1, но у боковой линии, и игрок без мяча располагается чуть впереди партнера. На 2-3-м шаге после ускорения с места он вытягивает вперед дальнюю от мяча руку и поворачивает в его сторону голову. А получив передачу, начинает ведение ближней к полету мяча рукой, которое завершает остановкой двумя шагами и поворотом на 180°. Передающий стартует вслед за партнером сразу после выпуска мяча и завершает свое передвижение остановкой прыжком с последующим поворотом на 180°. Далее упражнение повторяют в обратном направлении со сменой ролей. Следует добиваться максимально быстрого реагирования на сигнал убегающего (вытянутая рука), ловли мяча без снижения скорости движения и мгновенного перехода в ведение с последующей остановкой в указанной точке площадки. Разновидности поворотов и остановок чередовать.

3. То же, что в упр. 2, но в соревновании на быстроту передвижений. Упражнение выполняют с дополнительным заданием: игроку, передавшему мяч, —догнать и осалить спину дриблера, а игроку, получившему мяч, — убежать с ведением за противоположную боковую линию. Выполнить по 5 стартов для каждой руки со сменой ролей. Ориентир для передачи показывать со старта. Величину гандикапа (расстояние между партнерами в и.п.) варьировать в зависимости от скоростных качеств, занимающихся. По итогам всех стартов в каждой паре определить победителя.

Методические указания.

Все упражнения выполнять сериями по 5-6 повторений для одной и другой руки. Мяч передавать с места, перемещение начинать только после его выпуска. Для передачи использовать прямую траекторию. Полет мяча контролировать с момента вылета до момента касания его кончиками пальцев вытянутой вперед руки. Гасить скорость полета мяча уступающим движением прямой руки и поворотом туловища, а после обхвата мяча другой кистью — сгибанием рук к туловищу. Ведение начинать сразу после овладения мячом, избегать лишних шагов с мячом в руках или их замедления при ловле (пробежки).

Совершенствование изученных приемов техники нападения в сочетании с развитием координационных способностей.

Упражнения для совершенствования.

1. Последовательное чередование изученных приемов в поточном упражнении «Пять мячей» (рис. 3). В упражнении используют 5 мячей. В и.п. под каждым из противоположных щитов за лицевой линией располагается игрок с мячом. Справа (слева) от щитов в углах площадки стоят колонны игроков, направляющие также владеют мячами. И наконец, группа игроков занимает позицию у средней линии во встречных колоннах по обе стороны от центрального круга. В их распоряжении еще один мяч. Упражнение начинают направляющие из углов площадки. Они устремляются, ведя мяч, вдоль боковой к средней линии, заканчивают ведение остановкой в два шага, поворотом на 180° и передачей мяча на и.п. Далее после поворота на 180° уже без мяча продолжают движение к противоположному щиту, получают пас от партнеров и завершают проход броском одной рукой от плеча сверху, а подобрав мяч, встают под щит в ожидании следующих за ними игроков. Игроки, осуществившие передачу из-под щита, передвигаются рывком в колонны у центрального круга. Здесь следует выполнить передачу-бросок в прыжке двумя руками от головы партнеру на ориентир и затем без мяча проследовать в угол на своей половине площадки и т.д. Упражнение выполнять правой рукой при движении против часовой стрелки и левой рукой в обратном направлении. Направление движения менять после прохождения каждым учащимся 5-6 кругов.

2. То же, но корзину атаковать броском двумя руками от головы в прыжке на два счета после остановки с получением мяча от партнера.

Броски осуществлять с 3-4 м от корзины. Разновидности остановок варьировать.

Методические указания. Упражнения выполнять в быстром темпе. Учителю контролировать наполняемость колонн на различных участках площадки, регулировать скорость передвижений. Добиваться уверенного и точного выполнения каждого технического приема с мгновенным последующим перемещением на новую точку. Способы передвижений без мяча варьировать, используя разновидности бега и перемещений приставными шагами в стойках защитника. При достаточном уровне подготовленности занимающихся закончить упражнение соревнованием на звание лучшего снайпера класса. Ориентировать учащихся на быстрое переключение с одних действий на другие.

Комплексное совершенствование изученных технико-тактических действий в условиях игрового противоборства.

Упражнение для совершенствования.

Блицтурнир 4:4с атакой в одну корзину. На каждой половине площадки соперничают по две команды, составленные из игроков-победителей по результатам соревнований в скорости при изучении поступательной передачи. Каждый поединок длится 5 мин. После точного броска мяч переходит к соперникам, и игра возобновляется вбрасыванием от средней линии. По завершении игрового времени команды-победительницы встречаются между собой для определения чемпиона. Места, проигравших на площадке занимают команды, не игравшие до этого, составленные из занимающихся, упражнявшихся индивидуально в технике ведения мяча. Для совершенствования ведения можно использовать задания с элементами жонглирования: перевод мяча с руки на руку под ногой в положении выпада; то же, описывая мячом восьмерку вокруг ног; ведение вокруг себя, стоя на коленях или сидя на полу, согнур ноги, л т.п.

Методические указания.

Перед началом игры распределить игроков по функциям: два разыгрывающих, центровой и крайний нападающий. Дать установку использовать изученные групповые тактические взаимодействия: «передай мяч и выходи». «двойку». Напомнить правила постановки бокового заслона. Поощрять успешное его применение начислением премиальных очков. Требовать от учащихся, чтобы они добивали мяч после подбора на своей атаке в прыжке двумя руками от головы, а в защите использовали личную систему игры «игрок игрока».

В индивидуальных упражнениях с ведением чередовать и.п. и направление движения мяча (по часовой стрелке и против ее движения).

Добиваться свободного, незакрепощенного обращения с мячом.

0
Поделиться своими мыслямиx
()
x