Рабочая программа по физкультуре на 2014- 2015 уч.год (Матвеев А.П.)

Рабочая-программа-по-физкультуре-в-1-классе-2014-2015-учебный-год-МатвеевПояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с   федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой МБОУ  «  средняя общеобразовательная школа»  и ориентирована на использование учебника “Физическая культура 1 класс” А.П. Матвеев, М.

Ввиду особых санитарно-педагогических требований к организации обучения первоклассников в 1 четверти (Письмо Министерства образования РФот 20 апреля 2001 г. N 408/13-13) , элементы содержания учебного материала (уроки №1-27) будут реализовываться путём проведения уроков подвижных игр на воздухе, тематических динамических пауз, динамических пауз с дидактической направленностью.

В I классе согласно учебной программе школьники по преимуществу осваивают различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания: разучивают комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для формирования и укрепления осанки, развитие гибкости, координации движений, быстроты, выносливости. Важной особенностью содержания обучения является освоение первоклассниками подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения. Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.

При планировании учебного материала настоящей программы были внесены изменения:

ввиду отсутствия условий заменить тему «Лыжные гонки» на углубленное освоение содержания тем «Гимнастика» и «Подвижные игры»;

ввиду отсутствии реальной возможности для освоения школьниками содержания раздела «Плавание», заменить его содержание легкоатлетическими и общеразвивающими упражнениями.

Цель программы — формирование у первоклассников основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

—    укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

—    совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

—    формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

—    развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

—    обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности

Общая характеристика учебного предмета

Материал программы направлен на реализацию приоритетной задачи образования – формирование всесторонне гармонично развитой личности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование; на развитие основных двигательных (физических) жизненно важных качеств; на формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Универсальными компетенциями обучающихся являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Ценностные ориентиры содержания учебного процесса.

При решении задач физического воспитания необходимо ориентироваться на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.

Место предмета “физическая культура” в базисном учебном плане.

Согласно Базисному учебному плану начального общего образования на обязательное изучение всех учебных тем программы по предмету физическая культура в 1 классах отводится 99 ч, из расчёта 3 часа в неделю(33 уч. недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Физическая культура»

При решении задач физического воспитания необходимо ориентироваться на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.

Планируемые результаты изучения курса

                             Требования к уровню подготовки обучающихся.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

К концу первого года обучения обучающиеся 1 класса должны(базовый уровень):

иметь представление:

—       о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

—       о способах изменения направления и скорости движения;

—       о режиме дня и личной гигиене;

—       о правилах составления комплексов утренней зарядки;

уметь:

—       выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

—       выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

—       играть в подвижные игры;

—       выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

—       выполнять строевые упражнения;

Требования к уровню подготовки обучающихся (повышенный уровень)

Уметь применить свои навыки в соревновательной деятельности на внешнем уровне.

Содержание учебного предмета

Знания о физической культуре

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.

Способы физкультурной деятельности

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

Физическое совершенствование:

Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.

Гимнастические упражнения прикладного характера:передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).

Легкая атлетика

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.

Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» ; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».

На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».

Тематическое планирование

   Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. 

Возникновение первых соревнований.

Зарождение Олимпийских игр.

Знания о физической культуре (3ч)Физическая культура

Из истории физической культуры

Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными испортивными играми.

 

Выявлять различия в основных способах передвижения человека.

Режим дня и его планирование.Утренняя зарядка, правила ее составления и выполнения. Физкультминутки, правила их составления и выполнения.

Закаливание и правила проведения закаливающих процедур.

Осанка и комплексы упражнений по профилактике ее нарушения.

Комплексы упражнений для

развития физических качеств.

Способы физкультурной деятельности(3ч) Составлять индивидуальныйрежим дня.

Оценивать свое состояние

(ощущения) после закаливающих процедур.

Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.

Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий.

 

Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.Развитие физических качеств.

Профилактика утомления.

Комплексы упражнений на

Развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз

Физическое совершенствование (46 ч) 

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Осваивать универсальныеумения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий.

 

 

Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз

Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.Акробатические упражнения: упоры; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации:

1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с

 

опорой на руки в упор присев;

2) кувырок вперед в упор

присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с

опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;

прыжки со скакалкой.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

Спортивно-оздоровительная деятельность (47ч)Гимнастика с основами акробатики.

 

 

Легкая атлетика

 

 

 

 

 

Подвижные и спортивные игры

 

Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!».Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении

акробатических упражнений.

Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций.

Осваивать технику бега различными способами.

Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.

Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Осваивать универсальные

умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.

Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр.

Соблюдать дисциплину и

правила техники безопасности

во время подвижных игр.

Календарно-тематическое планирование

№урока Тема урока Примечание
1 Беседа на стадионе «Из истории зарождения спортивных состязаний». Подвижные игры на воздухе.                 ЗФК
2 Беседа о необходимости соблюдения режима дня. Подвижные игры на воздухе.                                         СФД
3-18 Подвижные игры на воздухе.                                         СОД
19,20 Упражнения со скакалкой.                                              СОД
21,22 Упражнения с обручем.                                               СОД
23 Построение в колонну. Ходьба и бег.                             ФС
24 Построение в шеренгу. Ходьба и бег.                             ФС
25 Прыжки.                                                                          СОД
26,27 Прыжки в длину.                                                                 ФС
28 2 четверть.Беседа о роли спорта в жизни ученика. Ходьба и бег врассыпную.                                                                 ЗФК
29-31 Виды спорта. Бег с ускорением, прыжки в длину с места. СФД
32 Бег с препятствиями.                                                       ФС
33 Метание мяча в цель                                                       ФС
34 Упражнений на равновесие                                           СОД
35 Акробатические упражнения: кувырки вперёд, назад. ФС
36 Обруч. Упражнения о обручем.                               СОД
37 Стойка на лопатках.                                                     ФС
38 Упражнения со скакалкой.                                           СОД
39 Ходьба с изменением направления движения.           ФС
40 Упражнения на сохранение равновесия.                       ФС
41 Прыжки. Упражнения с мячом.                                     СОД
42 Упражнения со скакалкой.                                          СОД
43 Построение в колонну по одному.                               ФС
44 Ведение мяча в баскетболе.                                         ФС
45 Упражнения о обручем.                                                 СОД
46,47,48 3 четвертьИз истории Олимпийских игр. Ходьба и бег врассыпную. ЗФК
49 Олимпийские виды спорта. Построение в колонну по два.     СФД
50 Построение в колонну по два.                                       ФС
51 Акробатические упражнения в равновесии.              ФС
52 Упражнения со скакалкой.                                             СОД
53-54 Ходьба с изменением направления движения.            СОД
55 Упражнения на сохранение равновесия                           ФС
56 Бег с преодолением препятствий.                                   ФС
57 Упражнения со скакалкой.                                           СОД
58 Ходьба с высоким подниманием колена.                   ФС
59 Ходьба боком приставным шагом.                                ФС
60 Построение в колонну по одному.                                 ФС
61 Подбрасывание и ловля мяча двумя руками.                 ФС
62 Построение в шеренгу.                                                   ФС
63 Бег по кругу с поворотами.                                             ФС
64 Построение в колонну по три.                                         ФС
65 Ходьба боком приставным шагом.                                 СОД
66 Упражнения с мячом                                                      СОД
67 Бег с преодолением препятствий.                             ФС
68 Построение в колонну.                                                 ФС
69 Упражнения со скакалкой.                                          СОД
70 Ходьба с изменением направления движения.
71 Ходьба по скамейке на носках.                                   СОД
72 Ходьба и бег змейкой.                                                 СОД
73 Упражнения с мячом.                                                  СОД
74,75 Лазание по скамейке.                                                    СОД
76 4 четверть.Урок подвижных игр.                                                     СОД
77,78 Бег с преодолением препятствий.                             ФС
79,80 Подтягивание на низкой перекладине.                     ФС
81 Метание мяча на дальность.                                       ФС
82 Прыжки в длину.                                                            ФС
83,84 Урок подвижных игр.                                                     СОД
85 Весёлые старты.                                                               СОД
86,87 Равновесие на гимнастическом бревне.                      ФС
88 Весенний кросс.                                                               СОД
89,90 Бег в равномерном темпе.                                           ФС
91,92 Упражнения с гимнастической палкой.                     СОД
93 Бег на 30 м.                                                                       ФС
94 Соревнования в беге на 30 м.                                      ФС
95,96 Упражнения со скакалкой.                                          СОД
97,98 Акробатика и танцы.                                                       СОД
99 Итоговый урок.                                                              СОД

Перечень учебно-методических средств

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Р Ф. – М.: Просвещение, 2010.

Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009.

Матвеев А. П. Физическая культура: Начальные классы. Программы общеобразовательных учреждений

Матвеев А. П. Физическая культура: Учеб. для 1 кл. – М., 2002

«Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; —                     Волгоград: «Учитель»,2008.

«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.

«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.

«Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.

«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.

«Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.

Рабочая программа по физкультуре на 2014- 2015 уч.год (Матвеев А.П.)

Файлы для загрузки