Рабочая программа по физической культуре во 2-11 классах на 2023-2024 учебный год
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по физической культуре со второго по одиннадцатый класс. В архиве вы найдете пояснительные записки ко всем классам, тематическое планирование, критерии оценивания работы, спортивную работу на год, планирование секций по баскетболу и волейболу на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа для 11 класса по физической культуре разработана на основе «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича..М.: Просвещение — 2008 в соответствии с федеральным компонентом государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа»- 2004, соответствует базисному учебному плану МБОУ «Густомойская СОШ», принятому 31 августа 2013 года, покоторому на изучение физической культурыотводится по 3 учебных часа в неделю в 1-11 классах.Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
Учебный предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура».
В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего образования по физической культуре предметом обучения в средней школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у старших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся средней школы предусматривает следующие образовательные цели и задачи:
Цели программы по физическому воспитанию учащихся 10–11 классов направлены:
Øна укрепление здоровья учащихся, улучшение осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выработку устойчивости, приспособленности организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
Øовладение школой движений;
Ø развитие координационных и кондиционных способностей;
Øформирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей;
Øвыработку представлений об основных видах спорта;
Øприобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
Øвоспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к одноклассникам, умения взаимодействовать с ними в процессе общения, занятий.
Цель 3-го урока физкультуры – создание условий для реализации физкультурно-оздоровительной активности учащихся вне зависимости от уровня физической подготовки и уровня сформированности специфических умений по отдельным видам спорта. Поэтому содержание 3-го урока физкультуры направлено не только реализацию общепринятых разделов (лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка и т.д.), но и на введение таких вариативных разделов, как хореография, ритмика, фитнес, спортивные и бальные танцы, национальные виды спорта, национальные спортивные игры и командные эстафетные игры.
Задачами программы по физическому воспитанию учащихся 10–11 классов является:
Øформирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
Øрасширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
Øсодействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
Øдальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
Øформирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
Øзакрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
Øформирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, вдцержки, самообладания;
Øдальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Содержание курса по физической культуре состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.
Настоящая рабочая программа имеет три раздела, которые описывают содержание основных форм физической культуры в 10—11 классах, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе. Каждый раздел состоит из четырех взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Предваряют этот материал задачи физического воспитания и показатели физической культуры учащихся начальной школы. Первая часть программы регламентирует проведение уроков физической культуры. Вторая, третья и четвертая части программы предназначены для педагогического коллектива школы. Результативность внеклассных форм физического воспитания, физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совместными усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной работе, учителей физической культуры, учителей начальной школы, физкультурного актива учащихся старших классов, тренеров, спортсменов, шефствующих организаций, родителей.
Содержание программы:
1. Основы знании о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
2. Гимнастика с элементами акробатики.
3. Спортивные игры.
4. Лыжная подготовка.
5. Легкая атлетика.
6. Элементы единоборств.
Уровень развития физической культуры учащихся, окончивших среднюю школу
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Объяснять:
Ø роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
Ø роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
Ø индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
Ø особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
Ø особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями обшей профессионально- прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
Ø особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
Ø особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
Ø особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Ø личной гигиены и закаливания организма;
Ø организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
Ø культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
Ø профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
Ø экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
Øсамостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
Øконтроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
Øприемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
Øприемы массажа и самомассажа;
Øзанятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
Øсудейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
Øиндивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
Øпланы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
Øуровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
Øэффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
Øдозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Учебный предмет «Физическая культура» тесно взаимосвязан со всеми предметами школьного курса. Практически вся тематика Физической культуры базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках Физической культуры непременно используется межпредметная связь:
Ø обж – ЗОЖ, оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги;
Ø география — туризм, выживание в природе;
Ø химия — процессы дыхания;
Ø физика — природные явления, ускорение, расстояние, масса, мощность, сила;
Ø история — история Олимпийских игр, история спорта;
Ø математика – расстояние, скорость;
Ø биология — режим дня школьника, рацион питания, оказание ПМП, работа мышц, кровообращение, утомление, экологическая безопасность;