Рабочая программа по русскому языку для 3 класса на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по предмету «Русский язык. 3 класс» составлена на основании следующих документов:
- Рамзаева Т.Г Русский язык 1-4 класс: программа для общеобразовательных учреждений. М .: Дрофа ,2004
- Федеральный компонент Государственного стандарта начального общего образования.
Соответствует Базисному учебному плану МБОУ «Густомойская СОШ», принятому 31.08.2012г.
Данный предмет входит в образовательную область «Филология».
Особенностью курса является то, что в процессе усвоения элементарных знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию и правописанию у детей развивается умение анализировать, сопоставлять и находить главное, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка — слова, предложения.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.).
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
В процессе усвоения элементарных знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию у детей развиваются мыслительные умения – умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное, формируются навыки литературной речи, вырабатывается осмысленное отношение в речи единиц языка – слова, предложения.
№ п/п |
Тема урока
|
Дата |
Кол-во часов |
Дидактическое сопровождение |
Примечание |
|
Повторение изученного во 2 классе (16ч.) |
||||||
1. |
Повторение изученного во 2 классе. Речь. |
|
1 |
Упр.1-3 |
|
|
2. |
Предложение. Повторение. |
|
1 |
Упр.4-8 |
|
|
3. |
Текст – единица языка и речи. |
|
1 |
Упр.9-12 |
|
|
4. |
Слова, называющие предметы (имена существительные), признаки предметов (имена прилагательные), действия и состояния предметов (глаголы). |
|
1 |
Упр.13-16 |
|
|
5. |
Распознавание слов по вопросам. Точное употребление слов в предложении. Тест №2 «Предложение
(Повторение)» |
|
1 |
Упр.17-20 |
|
|
6. |
Имена собственные. Заглавная буква. |
|
1 |
Упр.21-27 |
|
|
7. |
Однокоренные слова. |
|
1 |
Упр.28-33 |
|
|
8. |
Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я. |
|
1 |
Упр.34-38 |
|
|
9. |
Слово и слог. |
|
1 |
Упр.42-47 |
|
|
10. |
Мягкий знак – показатель мягкости согласных. |
|
1 |
Упр.48-51 |
|
|
11. |
Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. |
|
1 |
Упр.52-56 |
|
|
12. |
Разделительный мягкий знак. Тест №1 «Повторение» |
|
1 |
Упр.57-59 |
|
|
13. |
Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами. |
|
1 |
Упр.60-64 |
|
|
14. |
Ударные и безударные гласные звуки, обозначение их буквами. Сопоставление правил проверки парных согласных на конце слова и безударных гласных в двусложных словах. |
|
1 |
Упр.65-70 |
|
|
15. |
Входной контрольный диктант №1. |
|
1 |
|
|
|
16. |
Работа над ошибками.Упражнения в построении предложений и написании слов на изученные правила |
|
1 |
Упр.71-74 |
|
|
Предложение. Словосочетание. (11ч.) |
||||||
17. |
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. |
|
1 |
Упр.75-81 |
|
|
18. |
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Предложение в структуре текста. Связь между заголовком и концовкой текста. Тест №3 «Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения» |
|
1 |
Упр.82-85 |
|
|
19. |
Р.р. Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» |
|
1 |
|
|
|
20. |
Работа над ошибками. Упражнения в правильном построении предложений и оформление их на письме. Употребление в текст разных по цели высказывания и интонации предложений. |
|
1 |
Упр.87-88 |
|
|
21. |
Р.р. Письменная передача содержания текста. Точное употребление слов в предложении. Изложение. |
|
1 |
|
|
|
22. |
Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. |
|
1 |
Упр.92-95 |
|
|
23. |
Упражнения в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения. Тест №4 «Главные и второстепенные члены предложения. Простые нераспространенные и простые распространенные предложения» |
|
1 |
Упр.96-100 |
|
|
24. |
Словосочетания. |
|
1 |
Упр.102-104 |
|
|
25. |
Предложения и словосочетания. Тест №5 «Простое и сложное предложения» |
|
1 |
Упр.105-107 |
|
|
26. |
Р.р. Сочинение на тему последнего мероприятия. |
|
1 |
|
|
|
27. |
Работа над ошибками. Тест №6 «Словосочетание» |
|
1 |
|
|
|
Текст (3ч.) |
||||||
28. |
Текст. Тема текста. |
|
1 |
Упр.108-110 |
|
|
29. |
Тема текста. |
|
1 |
Упр.111-112 |
|
|
30. |
Основная мысль текста. Заголовок текста. Тест №7 «Текст» |
|
1 |
Упр.113-116 |
|
|
Состав слова (66ч.) |
||||||
31. |
Однокоренные слова; два признака однокоренных слов. |
|
1 |
Упр.117-120 |
|
|
32. |
Корень слова. Тест №8 «Состав слова. Корень» |
|
1 |
Упр.122-129 |
|
|
33. |
Понятие об окончании. |
|
1 |
Упр.130-133 |
|
|
34. |
Окончание и его роль в предложении. Тест №9 «Состав слова. Окончание» |
|
1 |
Упр.134-136 |
|
|
35. |
Р. р. Сочинение по серии картинок. |
|
1 |
Упр.138 |
|
|
36. |
Работа над ошибками. Закрепление темы «Окончание». |
|
1 |
Упр.141-143 |
|
|
37. |
Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке. |
|
1 |
Упр.145-150 |
|
|
38. |
Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова. |
|
1 |
Упр.151-154 |
|
|
39. |
Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. |
|
1 |
Упр.155-161 |
|
|
40. |
Приставка – значимая часть слова. |
|
1 |
Упр.163-168 |
|
|
41. |
Контрольное списывание №1 |
|
|
|
|
|
42. |
Суффикс и приставка. Тест №10 «Состав слова. Приставки и суффиксы» |
|
1 |
Упр.173-176 |
|
|
43. |
Контрольный диктант №2 за 1 четверть. |
|
1 |
|
|
|
44. |
Работа над ошибками диктанта. |
|
1 |
Упр.177-181 |
|
|
45. |
Р.р. Изложение текста по вопросам. |
|
1 |
Упр.180 |
|
|
46. |
Работа над ошибками. |
|
1 |
Упр.182-183 |
|
|
47. |
Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне |
|
1 |
Упр.185-189 |
|
|
48. |
Проверка слов с парными согласными в корне. |
|
1 |
Упр.190-196 |
|
|
49. |
Проверка слов с глухими и звонкими согласными в конце и в середине слова. Тест №11 «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» |
|
1 |
Упр.195-198 |
|
|
50. |
Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными. |
|
1 |
Упр.199-205 |
|
|
51. |
Р.р. Обучающее изложение. |
|
1 |
Упр.206 |
|
|
52. |
Работа над ошибками. |
|
1 |
Упр.207-210 |
|
|
53. |
Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне. Составление текста по картинке и опорным словам. |
|
1 |
Упр.211-213 |
|
|
54. |
Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными. |
|
1 |
Упр.216-223 |
|
|
55. |
Контрольный диктант №3 по теме «Правописание слов с парными согласными в корне». |
|
1 |
|
|
|
56. |
Работа над ошибками диктанта. |
|
1 |
Упр.224-228 |
|
|
57. |
Безударные гласные в корне слова. |
|
1 |
Упр.230234 |
|
|
58. |
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. |
|
1 |
Упр.235-237 |
|
|
59. |
Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способах проверки. |
|
1 |
Упр.238-341 |
|
|
60. |
Р.р. Сочинение на тему «Зимние забавы детей» |
|
1 |
Упр.221 |
|
|
61. |
Работа над ошибками. |
|
1 |
Упр.242-245 |
|
|
62. |
Упражнение в проверке безударных гласных. Тест №12 «Слова с безударными гласными в корне» |
|
1 |
Упр.247-250 |
|
|
63. |
Отработка умения делить текст на части. |
|
1 |
Упр.251-254 |
|
|
64. |
Р.р. Изложение повествовательного текста. |
|
1 |
Упр.259 |
|
|
65. |
Работа над ошибками. |
|
1 |
Упр.257-260 |
|
|
66. |
Восстановительный диктант. |
|
|
Упр.262-2663 |
|
|
67. |
Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё. |
|
1 |
Упр.264-266 |
|
|
68. |
Отработка умения подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в текст. Тест №13 «Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. Слова с безударными гласными в корне» |
|
1 |
Упр.267-268 |
|
|
69. |
Правописание слов с двумя безударными гласными. |
|
1 |
Упр.269-273 |
|
|
70. |
Правописание слов с двумя безударными гласными. |
|
1 |
Упр.274-280 |
|
|
71. |
Слова, сходные по звучанию. |
|
1 |
Упр.281-284 |
|
|
72. |
Правописание слов с безударными гласными. |
|
1 |
Упр.285-290 |
|
|
73. |
Контрольный диктант №4 за 2 четверть. |
|
1 |
|
|
|
74. |
Работа над ошибками диктанта. |
|
1 |
Упр.291-293 |
|
|
75. |
Правила проверки слов с непроизносимыми согласными. |
|
1 |
Упр.294-297 |
|
|
76. |
Правописание слов с непроизносимыми согласными. |
|
1 |
Упр.298-301 |
|
|
77. |
Контрольное списывание №2 |
|
|
|
|
|
78. |
Правописание слов с непроизносимыми согласными. Тест №14 «Слова с непроизносимыми согласными в корне» |
|
1 |
Упр.303-305 |
|
|
79. |
Правописание слов типа чудесный, опасный. |
|
1 |
Упр.306-308 |
|
|
80. |
Контрольный диктант №5 по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными» |
|
1 |
|
|
|
81. |
Работа над ошибками диктанта. |
|
1 |
Упр.310-315 |
|
|
82. |
Обобщение правил о правописании корня. |
|
1 |
Упр.312-317 |
|
|
83. |
Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных. |
|
1 |
Упр.318-323 |
|
|
84. |
Р.р. Написание изложения с использованием памятки. |
|
1 |
Упр.324 |
|
|
85. |
Работа над ошибками. Приставка. |
|
1 |
Упр.326-329 |
|
|
86. |
Правописание приставок. |
|
1 |
Упр.331-333 |
|
|
87. |
Правописание безударных гласных в приставках. |
|
1 |
Упр.334-337 |
|
|
88. |
Упражнения в написании приставок и безударных гласных в корне. Тест №15 «Правописание приставок» |
|
1 |
Упр.338-339 |
|
|
89. |
Р.р. Обучающее изложение. |
|
1 |
Упр.340 |
|
|
90. |
Работа над ошибками. Предлоги и приставки. |
|
1 |
Упр.341-344 |
|
|
91. |
Упражнения в распознавании предлогов и приставок. Тест №16 «Предлог и приставка» |
|
1 |
Упр.346-348 |
|
|
92. |
Разделительный твердый знак. |
|
1 |
Упр.349-353 |
|
|
93. |
Мягкий и твердый разделительные знаки. |
|
1 |
Упр.355-357 |
|
|
94. |
Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь. Тест №17 «Разделительный твердый знак» |
|
1 |
Упр.358-361 |
|
|
95. |
Р.р. Ознакомление с особенностями повествовательного текста. Отработка умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям. |
|
1 |
Упр.366 |
|
|
96. |
Работа над ошибками. |
|
1 |
Упр.364-365 |
|
|
Части речи (63ч.) Части речи (4ч.) |
||||||
97. |
Понятие о частях речи. Местоимение. |
|
1 |
Упр.368-374 |
|
|
98. |
Упражнение в распознавании частей речи. |
|
1 |
Упр.375-379 |
|
|
99. |
Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам. |
|
1 |
Упр.381-386 |
|
|
100. |
Части речи и их правильное употребление. |
|
1 |
Упр.385-388 |
|
|
Имя существительное (19ч.) |
||||||
101. |
Имя существительное и его роль в речи. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и что? |
|
1 |
Упр.389-396 |
|
|
102. |
Р.р. Обучающее изложение. |
|
1 |
Упр.397 |
|
|
103. |
Работа над ошибками. Заглавная буква в именах собственных. |
|
1 |
Упр.398-403 |
|
|
104. |
Род имён существительных. |
|
1 |
Упр.404-407 |
|
|
105. |
Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе. |
|
1 |
Упр.408-412 |
|
|
106. |
Определение рода имен существительных в тексте. |
|
1 |
Упр.413-415 |
|
|
107. |
Родовые окончания имен существительных. |
|
1 |
Упр.416-420 |
|
|
108. |
Изменение имен существительных по числам. |
|
1 |
Упр.422-426 |
|
|
109. |
Упражнение в изменении имён существительных по числам. Тест №18 «Части речи. Имя существительное. Род имен существительных. Изменение имен существительных по числам» |
|
1 |
Упр.425-428 |
|
|
110. |
Изменение окончаний имен существительных в зависимости от связи с другим словом. Склонение имен существительных. |
|
1 |
Упр.430-433 |
|
|
111. |
Отработка умения склонять имена существительные (с ударными окончаниями) в единственном числе. Ознакомление с приемами определения падежа. |
|
1 |
Упр.434-439 |
|
|
112. |
Упражнения в определении падежей. |
|
1 |
Упр.438-443 |
|
|
113. |
Упражнения в определении падежей имени существительного. Тест №19 «Склонение имен существительных» |
|
1 |
Упр.444-447 |
|
|
114. |
Р.р. Обучающее изложение. |
|
1 |
Упр.449 |
|
|
115. |
Работа над ошибками. |
|
1 |
Упр.448 |
|
|
116. |
Мягкий знак на конце существительных после шипящих. |
|
1 |
Упр.450-455 |
|
|
117. |
Упражнения в написании слов с шипящими на конце. Тест №20 «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки» |
|
1 |
Упр.457-461 |
|
|
118. |
Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное» |
|
1 |
|
|
|
119. |
Работа над ошибками диктанта. |
|
1 |
Упр.464-467 |
|
|
Имя прилагательное (15ч.) |
||||||
120. |
Часть речи – прилагательное. |
|
1 |
Упр.468-471 |
|
|
121. |
Употребление в речи имен прилагательных. |
|
1 |
Упр.472-476 |
|
|
122. |
Прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы. |
|
1 |
Упр.477-484 |
|
|
123. |
Текст-описание. |
|
1 |
Упр.485-489 |
|
|
124. |
Закрепление знаний об имени прилагательном. |
|
1 |
Упр.488 |
|
|
125. |
Изменение имен прилагательных по родам. |
|
1 |
Упр.490-493 |
|
|
126. |
Контрольное списывание №3 |
|
|
|
|
|
127. |
Изменение имен прилагательных по родам. |
|
1 |
Упр.494-496 |
|
|
128. |
Правописание родовых окончаний имен прилагательных. |
|
1 |
Упр.498-502 |
|
|
129. |
Изменение имен прилагательных по числам. Тест №21 «Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам» |
|
1 |
Упр.506-510 |
|
|
130. |
Контрольный диктант №7 за 3 четверть. |
|
1 |
|
|
|
131. |
Работа над ошибками диктанта. Упражнение в написании окончаний имен прилагательных. |
|
1 |
Упр.503-512 |
|
|
132. |
Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных. |
|
1 |
Упр.513-516 |
|
|
133. |
Р.р. Изложение по вопросам научно – познавательного текста. |
|
1 |
Упр.518 |
|
|
134. |
Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. |
|
1 |
Упр.515-517 |
|
|
Глагол (25ч.) |
||||||
135. |
Глагол, его роль в языке. |
|
1 |
Упр.520-523 |
|
|
136. |
Роль глаголов в предложении. |
|
1 |
Упр.524-527 |
|
|
137. |
Глаголы – синонимы и глаголы – антонимы. |
|
1 |
Упр.529-535 |
|
|
138. |
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. |
|
1 |
Упр.538-541 |
|
|
139. |
Текст-рассуждение. |
|
1 |
Упр.542-545 |
|
|
140. |
Изменение глаголов по числам. |
|
1 |
Упр.546-548 |
|
|
141. |
Определение числа глагола. Изменении глаголов по числам. Тест №22 «Глагол. Изменение глаголов по числам» |
|
1 |
Упр.550-553 |
|
|
142. |
Р.р. Обучающее изложение. |
|
1 |
Упр.555 |
|
|
143. |
Работа над ошибками. Понятие о временных формах глагола. |
|
1 |
Упр.554-560 |
|
|
144. |
Упражнение в распознавании времени глагола. |
|
1 |
Упр.561-564 |
|
|
145. |
Неопределённая форма глагола. |
|
1 |
Упр.565-568 |
|
|
146. |
Неопределённая форма глагола. |
|
1 |
Упр.569-572 |
|
|
147. |
Изменение глаголов по временам. Тест №23 «Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола» |
|
1 |
Упр.573-577 |
|
|
148. |
Р.р. Обучающее изложение. |
|
1 |
Упр.578 |
|
|
149. |
Работа над ошибками. |
|
1 |
Упр.579 |
|
|
150. |
Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени. |
|
1 |
Упр.580-582 |
|
|
151. |
Употребление глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с приставками. |
|
1 |
Упр.583-587 |
|
|
152. |
Правописание частицы не с глаголами. |
|
1 |
Упр.589-593 |
|
|
153. |
Правописание частицы не с глаголами. |
|
1 |
Упр.595-599 |
|
|
154. |
Упражнение в правописании глаголов с частицей не. Тест №24 «Не с глаголами» |
|
1 |
Упр.594,600-602 |
|
|
155. |
Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи (существительное, прилагательное, глагол). |
|
1 |
|
|
|
156. |
Контрольный диктант №8 по теме «Глагол» |
|
1 |
|
|
|
157. |
Работа над ошибками диктанта. |
|
1 |
Упр.603-608 |
|
|
158. |
Р.р. Контрольное изложение. |
|
1 |
Упр.609 |
|
|
159. |
Работа над ошибками. |
|
1 |
Упр.610 |
|
|
Повторение изученного за год (11ч.) |
||||||
160. |
Обобщение знаний о словах, предложениях. |
|
1 |
Упр.611-616 |
|
|
161. |
Контрольное списывание №4 |
|
1 |
|
|
|
162. |
Повторение различных текстов. Уточнение представлений учащихся об особенностях текста. |
|
1 |
Упр.617-623 |
|
|
163. |
Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний. |
|
1 |
Упр.624-631 |
|
|
164. |
Правописание букв в корнях слов. |
|
1 |
Упр.632-639 |
|
|
165. |
Правописание слов с приставками, с разделительным твердым и мягким знаками. |
|
1 |
Упр.640-646 |
|
|
166. |
Правописание слов с безударной гласной. Тест № 25 Итоговый тест |
|
1 |
Упр.647-652 |
|
|
167. |
Контрольный диктант №9 за год. |
|
1 |
|
|
|
168. |
Работа над ошибками диктанта. Части речи. |
|
1 |
Упр.653-655 |
|
|
169. |
Части речи. |
|
1 |
Упр.656-670 |
|
|
170. |
Итоговый урок. |
|
1 |
Упр.671-677 |
|