Рабочая программа по русскому языку для 3 класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа  по предмету «Русский язык. 3 класс» составлена на основании следующих документов:

  1.   Рамзаева Т.Г Русский язык 1-4 класс: программа для общеобразовательных учреждений. М .: Дрофа ,2004
  2.   Федеральный компонент Государственного стандарта начального общего образования.

Соответствует  Базисному учебному плану МБОУ «Густомойская СОШ», принятому 31.08.2012г.

Данный предмет входит в образовательную область «Филология».

Особенностью курса является то, что в процессе усвоения элементарных знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию и правописанию у детей развивается умение анализировать, сопоставлять и находить главное, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка — слова, предложения.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.).

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

В процессе усвоения элементарных знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию у детей развиваются мыслительные умения – умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное, формируются навыки литературной речи, вырабатывается осмысленное отношение в речи единиц языка – слова, предложения.

п/п

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Дидактическое сопровождение

Примечание

Повторение изученного во 2 классе (16ч.)

1.

Повторение изученного во 2 классе. Речь.

1

Упр.1-3

2.

Предложение. Повторение.

1

Упр.4-8

3.

Текст – единица языка и речи.

1

Упр.9-12

4.

Слова, называющие предметы (имена существительные), признаки предметов (имена прилагательные), действия и состояния предметов (глаголы).

1

Упр.13-16

5.

Распознавание слов по вопросам. Точное употребление слов в предложении. Тест №2 «Предложение

(Повторение)»

1

Упр.17-20

6.

Имена собственные. Заглавная буква.

1

Упр.21-27

7.

Однокоренные слова.

1

Упр.28-33

8.

Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я.

1

Упр.34-38

9.

Слово и слог.

1

Упр.42-47

10.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

1

Упр.48-51

11.

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

1

Упр.52-56

12.

Разделительный мягкий знак. Тест №1 «Повторение»

1

Упр.57-59

13.

Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами.

1

Упр.60-64

14.

Ударные и безударные гласные звуки, обозначение их буквами. Сопоставление правил проверки парных согласных на конце слова и безударных гласных в двусложных словах.

1

Упр.65-70

15.

Входной контрольный диктант №1.

1

16.

Работа над ошибками.Упражнения в построении предложений и написании слов на изученные правила

1

Упр.71-74

Предложение. Словосочетание.  (11ч.)

17.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

1

Упр.75-81

18.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Предложение в структуре текста. Связь между заголовком и концовкой текста. Тест №3 «Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения»

1

Упр.82-85

19.

Р.р. Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

1

20.

Работа над ошибками. Упражнения в правильном построении предложений и оформление их на письме. Употребление в текст разных по цели высказывания и интонации предложений.

1

Упр.87-88

21.

Р.р. Письменная передача содержания текста. Точное употребление слов в предложении. Изложение.

1

22.

Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

1

Упр.92-95

23.

Упражнения в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения. Тест №4 «Главные и второстепенные члены предложения. Простые нераспространенные и простые распространенные предложения»

1

Упр.96-100

24.

Словосочетания.

1

Упр.102-104

25.

Предложения и словосочетания. Тест №5 «Простое и сложное предложения»

1

Упр.105-107

26.

Р.р. Сочинение на тему последнего мероприятия.

1

27.

Работа над ошибками. Тест №6 «Словосочетание»

1

Текст (3ч.)

28.

Текст. Тема текста.

1

Упр.108-110

29.

Тема текста.

1

Упр.111-112

30.

Основная мысль текста. Заголовок текста. Тест №7 «Текст»

1

Упр.113-116

Состав слова (66ч.)

31.

Однокоренные слова; два признака однокоренных слов.

1

Упр.117-120

32.

Корень слова. Тест №8 «Состав слова. Корень»

1

Упр.122-129

33.

Понятие об окончании.

1

Упр.130-133

34.

Окончание и его роль в предложении. Тест №9 «Состав слова. Окончание»

1

Упр.134-136

35.

Р. р. Сочинение по серии картинок.

1

Упр.138

36.

Работа над ошибками. Закрепление темы «Окончание».

1

Упр.141-143

37.

Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке.

1

Упр.145-150

38.

Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.

1

Упр.151-154

39.

Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

1

Упр.155-161

40.

Приставка – значимая часть слова.

1

Упр.163-168

41.

Контрольное списывание №1

42.

Суффикс и приставка. Тест №10 «Состав слова. Приставки и суффиксы»

1

Упр.173-176

43.

Контрольный диктант №2 за 1 четверть.

1

44.

Работа над ошибками диктанта.

1

Упр.177-181

45.

Р.р. Изложение текста по вопросам.

1

Упр.180

46.

Работа над ошибками.

1

Упр.182-183

47.

Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне

1

Упр.185-189

48.

Проверка слов с парными согласными в корне.

1

Упр.190-196

49.

Проверка слов с глухими и звонкими согласными в конце и в середине слова. Тест №11 «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

1

Упр.195-198

50.

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.

1

Упр.199-205

51.

Р.р. Обучающее изложение.

1

Упр.206

52.

Работа над ошибками.

1

Упр.207-210

53.

Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне. Составление текста по картинке и опорным словам.

1

Упр.211-213

54.

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.

1

Упр.216-223

55.

Контрольный диктант №3 по теме «Правописание слов с парными согласными в корне».

1

56.

Работа над ошибками диктанта.

1

Упр.224-228

57.

Безударные гласные в корне слова.

1

Упр.230234

58.

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

1

Упр.235-237

59.

Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способах проверки.

1

Упр.238-341

60.

Р.р. Сочинение на тему «Зимние забавы детей»

1

Упр.221

61.

Работа над ошибками.

1

Упр.242-245

62.

Упражнение в проверке безударных гласных. Тест №12 «Слова с безударными гласными в корне»

1

Упр.247-250

63.

Отработка умения делить текст на части.

1

Упр.251-254

64.

Р.р. Изложение повествовательного текста.

1

Упр.259

65.

Работа над ошибками.

1

Упр.257-260

66.

Восстановительный диктант.

Упр.262-2663

67.

Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё.

1

Упр.264-266

68.

Отработка умения подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в текст. Тест №13 «Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. Слова с безударными гласными в корне»

1

Упр.267-268

69.

Правописание слов с двумя безударными гласными.

1

Упр.269-273

70.

Правописание слов с двумя безударными гласными.

1

Упр.274-280

71.

Слова, сходные по звучанию.

1

Упр.281-284

72.

Правописание слов с безударными гласными.

1

Упр.285-290

73.

Контрольный диктант №4 за 2 четверть.

1

74.

Работа над ошибками диктанта.

1

Упр.291-293

75.

Правила проверки слов с непроизносимыми согласными.

1

Упр.294-297

76.

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1

Упр.298-301

77.

Контрольное списывание №2

78.

Правописание слов с непроизносимыми согласными. Тест №14 «Слова с непроизносимыми согласными в корне»

1

Упр.303-305

79.

Правописание слов типа чудесный, опасный.

1

Упр.306-308

80.

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными»

1

81.

Работа над ошибками диктанта.

1

Упр.310-315

82.

Обобщение правил о правописании корня.

1

Упр.312-317

83.

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных.

1

Упр.318-323

84.

Р.р. Написание изложения с использованием памятки.

1

Упр.324

85.

Работа над ошибками. Приставка.

1

Упр.326-329

86.

Правописание приставок.

1

Упр.331-333

87.

Правописание безударных гласных в приставках.

1

Упр.334-337

88.

Упражнения в написании приставок и безударных гласных в корне. Тест №15 «Правописание приставок»

1

Упр.338-339

89.

Р.р. Обучающее изложение.

1

Упр.340

90.

Работа над ошибками. Предлоги и приставки.

1

Упр.341-344

91.

Упражнения в распознавании предлогов и приставок. Тест №16 «Предлог и приставка»

1

Упр.346-348

92.

Разделительный твердый знак.

1

Упр.349-353

93.

Мягкий и твердый разделительные знаки.

1

Упр.355-357

94.

Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь. Тест №17 «Разделительный твердый знак»

1

Упр.358-361

95.

Р.р. Ознакомление с особенностями повествовательного текста. Отработка умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям.

1

Упр.366

96.

Работа над ошибками.

1

Упр.364-365

Части речи (63ч.)

Части речи (4ч.)

97.

Понятие о частях речи. Местоимение.

1

Упр.368-374

98.

Упражнение в распознавании частей речи.

1

Упр.375-379

99.

Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам.

1

Упр.381-386

100.

Части речи и их правильное употребление.

1

Упр.385-388

Имя существительное (19ч.)

101.

Имя существительное и его роль в речи. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и что?

1

Упр.389-396

102.

Р.р. Обучающее изложение.

1

Упр.397

103.

Работа над ошибками. Заглавная буква в именах собственных.

1

Упр.398-403

104.

Род имён существительных.

1

Упр.404-407

105.

Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе.

1

Упр.408-412

106.

Определение рода имен существительных в тексте.

1

Упр.413-415

107.

Родовые окончания имен существительных.

1

Упр.416-420

108.

Изменение имен существительных по числам.

1

Упр.422-426

109.

Упражнение в изменении имён существительных по числам. Тест №18 «Части речи. Имя существительное. Род имен существительных. Изменение имен существительных по числам»

1

Упр.425-428

110.

Изменение окончаний имен существительных в зависимости от связи с другим словом. Склонение имен существительных.

1

Упр.430-433

111.

Отработка умения склонять имена существительные (с ударными окончаниями) в единственном числе. Ознакомление с приемами определения падежа.

1

Упр.434-439

112.

Упражнения в определении падежей.

1

Упр.438-443

113.

Упражнения в определении падежей имени существительного. Тест №19 «Склонение имен существительных»

1

Упр.444-447

114.

Р.р. Обучающее изложение.

1

Упр.449

115.

Работа над ошибками.

1

Упр.448

116.

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

1

Упр.450-455

117.

Упражнения в написании слов с шипящими на конце. Тест №20 «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

1

Упр.457-461

118.

Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное»

1

119.

Работа над ошибками диктанта.

1

Упр.464-467

Имя прилагательное (15ч.)

120.

Часть речи – прилагательное.

1

Упр.468-471

121.

Употребление в речи имен прилагательных.

1

Упр.472-476

122.

Прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы.

1

Упр.477-484

123.

Текст-описание.

1

Упр.485-489

124.

Закрепление знаний об имени прилагательном.

1

Упр.488

125.

Изменение имен прилагательных по родам.

1

Упр.490-493

126.

Контрольное списывание №3

127.

Изменение имен прилагательных по родам.

1

Упр.494-496

128.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1

Упр.498-502

129.

Изменение имен прилагательных по числам. Тест №21 «Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам»

1

Упр.506-510

130.

Контрольный диктант №7 за 3 четверть.

1

131.

Работа над ошибками диктанта. Упражнение в написании окончаний имен прилагательных.

1

Упр.503-512

132.

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных.

1

Упр.513-516

133.

Р.р. Изложение по вопросам научно – познавательного текста.

1

Упр.518

134.

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

Упр.515-517

Глагол (25ч.)

135.

Глагол, его роль в языке.

1

Упр.520-523

136.

Роль глаголов в предложении.

1

Упр.524-527

137.

Глаголы – синонимы и глаголы – антонимы.

1

Упр.529-535

138.

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

1

Упр.538-541

139.

Текст-рассуждение.

1

Упр.542-545

140.

Изменение глаголов по числам.

1

Упр.546-548

141.

Определение числа глагола. Изменении глаголов по числам. Тест №22 «Глагол. Изменение глаголов по числам»

1

Упр.550-553

142.

Р.р. Обучающее изложение.

1

Упр.555

143.

Работа над ошибками. Понятие о временных формах глагола.

1

Упр.554-560

144.

Упражнение в распознавании времени глагола.

1

Упр.561-564

145.

Неопределённая форма глагола.

1

Упр.565-568

146.

Неопределённая форма глагола.

1

Упр.569-572

147.

Изменение глаголов по временам. Тест №23 «Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола»

1

Упр.573-577

148.

Р.р. Обучающее изложение.

1

Упр.578

149.

Работа над ошибками.

1

Упр.579

150.

Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени.

1

Упр.580-582

151.

Употребление глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с приставками.

1

Упр.583-587

152.

Правописание частицы не с глаголами.

1

Упр.589-593

153.

Правописание частицы не с глаголами.

1

Упр.595-599

154.

Упражнение в правописании глаголов с частицей не. Тест №24 «Не с глаголами»

1

Упр.594,600-602

155.

Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи (существительное, прилагательное, глагол).

1

156.

Контрольный диктант №8 по теме «Глагол»

1

157.

Работа над ошибками диктанта.

1

Упр.603-608

158.

Р.р. Контрольное изложение.

1

Упр.609

159.

Работа над ошибками.

1

Упр.610

Повторение изученного за год (11ч.)

160.

Обобщение знаний о словах, предложениях.

1

Упр.611-616

161.

Контрольное списывание №4

1

162.

Повторение различных текстов. Уточнение представлений учащихся об особенностях текста.

1

Упр.617-623

163.

Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.

1

Упр.624-631

164.

Правописание букв в корнях слов.

1

Упр.632-639

165.

Правописание слов с приставками, с разделительным твердым и мягким знаками.

1

Упр.640-646

166.

Правописание слов с безударной гласной. Тест № 25 Итоговый тест

1

Упр.647-652

167.

Контрольный диктант №9 за год.

1

168.

Работа над ошибками диктанта. Части речи.

1

Упр.653-655

169.

Части речи.

1

Упр.656-670

170.

Итоговый урок.

1

Упр.671-677