Рабочая программа курса Обучение грамоте в 1 классе на 2023-2024 учебный год
Содержание
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой МБОУ « средняя общеобразовательная школа» и ориентирована на использование прописей «Хочу хорошо писать» (Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М.).
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития детей. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность 22 недели (9 часов в неделю). Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения.
При обучении русскому языку используется авторская программа М. С. Соловейчик (Прописи «Хочу хорошо писать». В 4 ч./ Под ред. М.С. Соловейчик. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 20013.). При обучении чтению используется «Азбука» В.Г. Горецкого ( «Просвещение» М. 2012). Данная программа при обучении письму полностью реализует авторский подход М. С. Соловейчик. При обучении чтению внесены изменения в части структурирования учебного материала в «Азбуке» В. Г. Горецкого.
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
В рабочей программе нашли отражение задачи обучения грамоте:
- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);
- развитие умений слушания и говорения;
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
- овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- приобретение и систематизация знаний о русском языке;
- раскрытие для детей красоты и богатства русского, языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
- формирование у детей чувства языка.
Общая характеристика учебного предмета
Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию.
Тематическое планирование
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности |
Фонетические знания (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова. Формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению. |
Фонетика
Звуки речи: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные (общее представление), глухие и звонкие, парные и непарные по глухости-звонкости; приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков, а так- же выполнение полного звукового анализа целых слов из 3—5 звуков. Представление о слогообразующей роли гласных как основа обучения слоговому чтению. Смыслоразличительная роль звуков и ударения, формирование умения легко разграничивать (на слух) слова, отличающиеся отдельными звуками или ударением. Совершенствование орфоэпических умений. Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью приёма Скандирования. |
Соотносить звуковые схемы со словами, называющими предметы.
Понимать учебные задания, представленные условными обозначениями, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. Анализировать слова с точки зрения звукового состава, находить в нихударные и безударные гласные звуки. Наблюдать за смыслоразличительной функцией ударения. Соотносить схему слова с названиями нарисованных предметов, определять слово, «зашифрованное» в схеме. Анализировать звуки, осознавать необходимость умения писать буквы для обозначения выделенного гласного звука. Выделять согласные звуки, осознавать необходимость умения писать буквы для их обозначения. |
Становление каллиграфических умений.
Знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики: обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [й’ ]; Обучение чтению слов с различные способами обозначения звука [и’]. Правила посадки, расположения тетради, положения ручки в руке. Формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи. • знание признаков «опасных при письме мест» и становление орфографической зоркости – умения по освоенным признакам обнаруживать орфограммы . • знакомство с несколькими традиционно изу- чаемыми в этот период орфографическими пра- вилами: оформления границ предложений и слов, написания большой буквы, ударных сочетаний жи 2–ши 2 и др., переноса слов.
|
Графика
Знакомство с буквами как способом обозначения звуков в письменной речи. Поэтапное изучение букв: 1) гласных звуков — Аа, Оо, ы, Ни, Уу, Ээ; 2) непарных Лл, Мм, Нн, Рр; 3) парных по глухости-звонкости согласных, большая часть которых обозначает глухие звуки, — Сс, Кк, Тт, Вв, Пп, Шш; 4) обозначающих мягкость согласных — и, я, е, ё, ю, ъ; 5) не изучавшейся буквы непарного звонкого — и; 6) ещё не изученных букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости-звонкости согласные, — Зз— Сс, Бб—Пп, Дд-Тт, Вв-Фф, Жж-Шш; 7) обозначающих непарные по глухости-звонкости глухие согласные — Хх, Цц, Чч, Щщ; 8) Ее, Её, Юю, Яя в позиции, когда за ними скрывается звук [и’]; 9) разделительных знаков — ъ и ъ. Обучение чтению слов с различные способами обозначения звука [и’]. Правила посадки, расположения тетради, положения ручки в руке. |
Определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча).
Штриховать рисунки и геометрические фи-гуры, выбирать соответствующее направление штрихов. Выражать своё отношение к выполненной работе.
Называть виды штриховки. Оценивать свою работу. Сравнивать узоры, находить в них сходство и различие, обводить по серому контуру рисунки и узоры, самостоятельно дорисовывать узоры, штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов. Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке прописи. Уточнять «работу» буквы, делать вывод, фиксировать его в модели и «озвучивать» правило письма. Формулировать правило правописания ударных сочетаний «жи–ши». |
Файлы для загрузки
- Рабочая программа курса Обучение грамоте в 1 классе: Rabochaya-programma-kursa-Obuchenie-gramote-v-1-klasse.docx (52.74K)