Конспект урока биологии Грибы в биосфере и жизни человека в 5 классе

Предлагаю Вашему вниманию готовые планы-конспектов уроков биологии в 5 классе. Вы можете скачать 21 конспект  и в архиве презентации к ним. Ниже можете просмотреть один из конспектов по теме «Грибы в биосфере и жизни человека».

Предметные результаты:

– формировать умение характеризовать роль грибов в природе;

– формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека;

– формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: микориза.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

1.      Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

  1. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  2. Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  4. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

 

I.

Проб-лемная ситуация и актуали-зация знаний.

1. Диалог Антошки и биолога на с. 96.

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Какова роль грибов на нашей планете?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.        1

– Почему собирать грибы на одном месте можно много лет?

Версии школьников.

2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о роли грибов в природе и жизни человека и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении.

 

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем».

– Какую роль в экосистемах играют разрушители? (§ 2)

– Что такое симбиоз? (§ 13)

– Какое строение имеют грибы? (§ 15)

– Какая часть гриба используется людьми в пищу? (Жизненный опыт.)

 

Гербарий растений с поражениями спорыньей и головней, открытки «Грибы», микроскоп, трутовик, дрожжи, покровные, предметные стёкла. Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

 

 

II.

Совмест-ное откры-тие знаний.

1. – На даче картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки – от парши.

– Самый ценный гриб – трюфель, а может, пеницилл?

– Какова же роль грибов в этих примерах?

2. – Почему нельзя есть заплесневелые продукты, но можно делать уколы пенициллина при некоторых заболеваниях, если у человека нет к нему аллергии?

3. Работа в группах с текстом § 17. Заполните в тетради схему «Значение грибов для человека и для биосферы».

1  2  1

4. «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так, что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали… Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», – так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнём». Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тыс. человек. Не один век прошёл, пока открыли причину этого заболевания (XIX в.).

– Что вызывало это заболевание? (Вещества, выделяемые возбудителем спорыньи, поражавшем хлебные злаки.)

5. Работа с рис. 17.3 на с. 98.

– Определите съедобные и ядовитые грибы; определите диагностические признаки каждой группы, запомните их. 1

 

6. Мои биологические исследования

(с. 100). Работа по инструкции.      2

 

Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы-трутовики».             2

Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.

Выражение решения в виде схемы.    2

 

На доске «Особенности вегетативного, бесполого спорового и полового размножения».

Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы- трутовики».

Личностные УУД

1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

2. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

 

 

III.

Само-стоятель-ное примене-ние знаний.

Вопросы 1–7 на с. 99. Задачи 18.2–18.8, 18.11–18.16 (на выбор) из задачника-практикума.

Самооценка по алгоритму.         2

На этом уроке целесообразно решить жизненную (компетентностную) задачу и предложить заинтересованным ученикам тему биологических исследований.         3  4

ТОУУ

Регулятивные УУД

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

4. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Познавательные УУД

3. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

 

 

IV.

Итог урока.

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).

 

Домашнее задание:

§ 17, вопрос 8 , подготовиться к тесту «Грибы», повторить § 16–18. Задача 17.1–17.3, 17.5–17.8, 17.10–17.14 (на выбор) из задачника-практикума.

 

 

 

Вот темы уроков.

  1. Живой организм и его свойства
  2. Экосистема – совместное хозяйство
  3. Почему живые организмы так разнообразны
  4. Систематика – наука о многообразии
  5. Биология и её роль в жизни человека
  6. Научные методы
  7. Наука о жизни. Повторение
  8. В живых организмах одни вещества превращаются в другие
  9. Бактерии – крохотные разрушители органических веществ
  10. Мои биологические исследования. Устройство микроскопа и работа с ним
  11. Наследственность – воспроизведение детьми свойств родителей
  12. Бактерии в организме человека
  13. Бактерии в природе и промышленности
  14. Наука о жизни. Бактерии. Повторение и контроль
  15. Клетки ядерных организмов устроены сложнее бактерий
  16. Грибы-гетеротрофы
  17. Размножение грибов
  18. Грибы в биосфере и жизни человека
  19. Растения-автотрофы
  20. При бесполом размножении ДНК детей и родителей одинакова
  21. Водоросли – красные, бурые и зелёные

Файлы для загрузки

0
Поделиться своими мыслямиx
()
x