Рабочая программа курса Обучение грамоте в 1 классе ФГОС

Рабочая-программа-по-обучению-грамоте-в-1-классе-2014-–-2015-учПояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой МБОУ « средняя общеобразовательная школа»  и ориентирована на использование прописей «Хочу хорошо писать» (Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М.).

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития детей. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность 22 недели (9 часов в неделю). Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения.
При обучении русскому языку используется авторская программа М. С. Соловейчик (Прописи «Хочу хорошо писать». В 4 ч./ Под ред. М.С. Соловейчик. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 20013.). При обучении чтению используется «Азбука» В.Г. Горецкого ( «Просвещение» М. 2012). Данная программа при обучении письму полностью реализует авторский подход М. С. Соловейчик. При обучении чтению внесены изменения в части структурирования учебного материала в «Азбуке» В. Г. Горецкого.
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
В рабочей программе нашли отражение задачи обучения грамоте:

  • овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);
  • развитие умений слушания и говорения;
  • расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
  • овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
  • приобретение и систематизация знаний о русском языке;
  • раскрытие для детей красоты и богатства русского, языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
  • формирование у детей чувства языка.

Общая характеристика учебного предмета
Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию.

Тематическое планирование

Тематическое планирование

 

Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности
 

Фонетические знания (о звуках гласных и со-

гласных, о гласных ударных и безударных, о соглас-

ных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких,

парных по глухости-звонкости и непарных) и на их

основе развитие умения выполнять частичный и

полный звуковой анализ слова.

Формирование механизма плавного слогового

чтения и постепенный переход к осознанному чте-

нию.

Фонетика

Звуки речи: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, парные и

непарные (общее представление), глухие и звонкие, парные и непарные по глухости-звонкости;

приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков, а так-

же выполнение полного звукового анализа целых слов из 3—5 звуков. Представление о

слогообразующей роли гласных как основа обучения слоговому чтению. Смыслоразличительная роль

звуков и ударения, формирование умения легко разграничивать (на слух) слова, отличающиеся

отдельными звуками или ударением. Совершенствование орфоэпических умений.

Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью приёма

Скандирования.

Соотносить звуковые схемы со словами, называющими предметы.

Понимать учебные задания, представленные условными обозначениями, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат.

Анализировать слова с точки зрения звукового состава, находить в нихударные и безударные гласные звуки.

Наблюдать за смыслоразличительной функцией ударения.

Соотносить схему слова с названиями нарисованных предметов, определять слово, «зашифрованное» в схеме.

Анализировать звуки, осознавать необходимость умения писать буквы для обозначения выделенного гласного звука.

Выделять согласные звуки, осознавать необходимость умения писать буквы для их обозначения.

Становление каллиграфических умений.

Знакомство со способами обозначения зву-

ков буквами и освоение основных правил графики:

обозначения твёрдости-мягкости согласных и зву-

ка [й];

Обучение чтению слов с различные способами

обозначения звука [и’].

Правила посадки, расположения тетради, положения ручки в руке.

Формирование представлений об основных

единицах языка (о предложении, слове, слоге, зву-

ке), освоение способов их вычленения, а также на-

блюдение за использованием этих единиц в речи.

• знание признаков «опасных при письме мест»

и становление орфографической зоркости – умения по освоенным признакам обнаруживать орфограммы .

• знакомство с несколькими традиционно изу-

чаемыми в этот период орфографическими пра-

вилами: оформления границ предложений и слов,

написания большой буквы, ударных сочетаний

жи 2–ши 2 и др., переноса слов.

 

Графика

Знакомство с буквами как способом обозначения звуков в письменной речи.

Поэтапное изучение

букв:

1) гласных звуков — Аа, Оо, ы, Ни, Уу, Ээ;

2) непарных Лл, Мм, Нн, Рр;

3) парных по глухости-звонкости согласных, большая часть которых обозначает глухие звуки, — Сс,

Кк, Тт, Вв, Пп, Шш;

4) обозначающих мягкость согласных — и, я, е, ё, ю, ъ;

5) не изучавшейся буквы непарного звонкого — и;

6) ещё не изученных букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости-звонкости

согласные, — Зз— Сс, Бб—Пп, Дд-Тт, Вв-Фф, Жж-Шш;

7) обозначающих непарные по глухости-звонкости глухие согласные — Хх, Цц, Чч, Щщ;

8) Ее, Её, Юю, Яя в позиции, когда за ними скрывается звук [и’];

9) разделительных знаков — ъ и ъ.

Обучение чтению слов с различные способами

обозначения звука [и’].

Правила посадки, расположения тетради, положения ручки в руке.

Определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча).

Штриховать рисунки и геометрические фи-гуры, выбирать соответствующее направление штрихов. Выражать своё отношение к выполненной работе.

 

Называть виды штриховки. Оценивать свою работу. Сравнивать узоры, находить в них сходство и различие, обводить по серому контуру рисунки и узоры, самостоятельно дорисовывать узоры, штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов. Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке прописи.

Уточнять «работу» буквы, делать вывод, фиксировать его в модели и «озвучивать» правило письма.

Формулировать правило правописания ударных сочетаний «жи–ши».

Рабочая программа курса Обучение грамоте в 1 классе

Файлы для загрузки