Рабочая программа по Музыке для 1 класса на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по Музыке для 1 класса составлена на основании следующих документов:
- Музыка. Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 класс авторы: Е.Д. Критская и др. (УМК «Школа России), изд. «Просвещение», Москва, 2008г.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Соответствует Базисному учебному плану МБОУ «Густомойская СОШ», принятому 30.08.2013г.
Содержание
Пояснительная записка
Данный предмет входит в образовательную область «Искусство».
Программа и материал УМК рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю.
Изучение музыки направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства. Количество часов отведенных на музыку соответствует требованиям ФГОС НОО. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений.
Широкое культурологическое пространство данной программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.
В процессе музыкальных занятий совершенствуется восприятие детьми окружающей жизни и художественных образов с помощью не только музыки, но и других видов искусства, а также их память, внимание, воображение.
Цели и задачи
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения;
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки программы:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление на основе восприятия музыки тезауруса – интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства:
- фольклора;
- духовной музыки;
- произведений композиторов-классиков (золотой фонд);
- сочинений современных композиторов.
Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры.
Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.
Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла», с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются:
- основные сферы музыкального искусства,
- виды музыкальной деятельности,
- интонация как носитель образного смысла музыкального произведения,
- принципы развития музыки,
- особенности формы музыкальных сочинений,
- жанры музыки,
- основные средства музыкальной выразительности и своеобразие,
- специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, принцип тождества и контраста, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включённого в программу, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
Критерии уровня музыкального развития учащихся
- насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;
- умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;
- умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
- каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.
Изучение музыки направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства. Количество часов отведенных на музыку соответствует требованиям ФГОС НОО.
К концу первого класса обучающиеся должны иметь:
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации;
- эмоционально-ценностное восприятие произведений изобразительного и музыкального искусства, выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценка «5»
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты поделки;
- умеет подметить и передать в поделке наиболее характерное.
Оценка «4»
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка «3»
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала, в выполнении работы.
Оценка «2»
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе и на практике;
- не справляется с поставленной целью урока.
№ урока |
Тема урока |
Часы |
Цели урока |
Планируемые результаты |
Беседы |
1. | «И муза вечная со мной!»
Композитор – исполнитель – слушатель. Песни о школе. Музыка в жизни человека. |
1ч. | Учить воспринимать эмоци-ональное содержание музыки, различать и сравнивать харак-тер произведений; дать пред-ставление о музах, покрови-тельницах искусства. | Знание понятия «муза»; умение различать характер произведения; умение слушать; высказывать своё мнение. | Музы – покровительницы искусства. |
2. | «Хоровод муз».
Песни и танцы разных народов мира. |
1ч. | Учить слушать музыкальные произведения; учить различать на слух высокие и низкие звуки; воспитывать интерес к музыке. | Умение различать характер произведения; умение слушать; высказывать своё мнение; умение различать на слух высокие и низкие звуки. | Обряды и праздники разных народов. |
3. | «Повсюду музыка слышна».
Роль музыки в повседневной жизни человека. Песня, танец, марш. |
1ч. | Познакомить детей с народными песенками; учить слушать музыкальные произведения; учить различать на слух высокие и низкие звуки; воспитывать интерес к музыке. | Умение различать характер произведения; умение слушать; высказывать своё мнение; умение различать на слух высокие и низкие звуки; умение придумать окончания к песенкам-закличкам. | |
4. | «Душа музыки – мелодия».
Песни, танцы и марши – основа многообразных музыкальных впечатлений. |
1ч. | Развивать способность эмоционально откликаться на музыку; познакомить с музыкальными произведениями П.И.Чайковского; дать первоначальные сведения о музыке. | Умение слушать; высказывать своё мнение; умение различать на слух высокие и низкие звуки; умение анализировать музыкальное произведение; умение напевать мелодию. | Творчество русского композитора П.И.Чайковского. |
5. | «Музыка осени».
Образы осени в литературе, музыке. Песни об осени. Музыка в повседневной жизни человека. |
1ч. | Познакомить с разнообразными произведениями об осени; развивать практические навыки слушания музыки; воспитывать интерес к музыке. | Умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение воспринимать выразительные средства музыки. | Красота осенней природы в музыкальных произведениях. |
6. | «Сочини мелодию».
Выразительность и изобразительность в речи и в музыке. Музыка в повседневной жизни человека. |
1ч. | Развивать практические навыки слушания музыки; развивать у детей музыкальные способности; содействовать возникновению эмоционального и осознанного отношения к произведениям. | Умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение воспринимать выразительные средства музыки. | |
7-8. | «Азбука, азбука каждому нужна…».
Музыкальная азбука. Нотный звукоряд, скрипичный ключ. |
2ч. | Познакомить детей с музыкальной азбукой; развивать практические навыки слушания музыки; развивать у детей музыкальные способности; содействовать возникновению эмоционального и осознанного отношения к произведениям. | Знание музыкальных нот; умение находить ноты на клавиатуре; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение воспринимать выразительные средства музыки. | Появление музыкальной азбуки. |
9-10. | «Музыкальные инструменты».
Народные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли. Н.Римский-Корсаков. «Садко». |
2ч. | Познакомить детей с народными музыкальными инструментами; формировать певческий голос и выразительность движений; воспитывать интерес к музыке. | Умение различать яркие средства музыкальной выразительности; определять по звучанию народные инструменты; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | |
10-11. | «Музыкальные инструменты».
Музыкальные произведения в исполнении на флейте, арфе. «Звучащие картины». Музыка народная и авторская в исполнении на арфе, свирели, гуслях, флейте. |
2ч. | Познакомить детей с музыкальными инструментами; формировать певческий голос и выразительность движений; воспитывать интерес к музыке. | Умение различать яркие средства музыкальной выразительности; определять по звучанию музыкальные инструменты; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | Голоса деревянных духовых инструментов. |
12. | «Разыграй песню».
Песня – основа музыкальных впечатлений детей. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений; формировать певческий голос и выразительность движений. | Умение различать яркие средства музыкальной выразительности; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение разыгрывать песню. | |
13. | «Добрый праздник среди зимы».
Музыка в жизни человека. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений; формировать певческий голос. | Умение различать яркие средства музыкальной выразительности; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | Новогодний праздник. |
14. | «Пришло Рождество, начинается торжество».
Рождественские колядки и песни народов мира. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений; формировать певческий голос и выразительность движений. | Умение различать яркие средства музыкальной выразительности; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | Рождество – праздник детей и взрослых. |
15. | «Родной обычай старины».
Рождественские песни. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений; формировать певческий голос. | Умение различать яркие средства музыкальной выразительности; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | Старинные рождественские обычаи. |
16. | «Край, в котором ты живёшь».
Музыкальные произведения о Родине, о красоте родной природы. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений; формировать певческий голос. | Умение различать яркие средства музыкальной выразительности; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | |
17. | «Поэт, художник, композитор».
Своеобразие произведений в выражении чувств человека. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки; создавать предпосылки к развитию музыкального вкуса. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | Картины природы в произведениях поэтов, художников и композиторов. |
18. | «Музыка утра».
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки; создавать предпосылки к развитию музыкального вкуса; воспитывать любовь и интерес к музыке. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | Творчество композитора Э.Грига. |
19. | «Музыка вечера».
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки; создавать предпосылки к развитию музыкального вкуса; воспитывать любовь и интерес к музыке. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | Музыка вечера в музыкальных произведениях разных композиторов. |
20. | «Музыкальные портреты».
Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки; создавать предпосылки к развитию музыкального вкуса; воспитывать любовь и интерес к музыке. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | |
21. | «Разыграй сказку».
Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; развивать музыкальные способности; развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение пользоваться терминологией; умение творчески мыслить. | |
22. | «У каждого свой музыкальный инструмент».
Музыкальные инструменты. Голоса инструментов в музыке И. С. Баха, К. Глюка, С. Прокофьева. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение различать музыкальные инструменты. | Музыкальные инструменты разных народов. |
23. | «Музы не молчали».
Героические образы в искусстве. Песни о защитниках отечества. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | Военная слава наших предков и современников. |
24. | «Музыкальные инструменты».
Сопоставление тембров, имитация игры на них. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке; развивать умение различать музыкальные инструменты. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение различать музыкальные инструменты. | |
25. | «Мамин праздник».
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | Праздник 8 Марта. |
26. | «Музыкальные инструменты».
Пианино и рояль. |
1ч. | Развивать способность эмоционально откликаться на музыку; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке; развивать умение различать музыкальные инструменты. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение различать музыкальные инструменты. | Струнные музыкальные инструменты. |
27. | «Звучащие картины».
Музыкальные инструменты. Пианино и рояль. |
1ч. | Обогащать музыкальные впечатления детей; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке; развивать способность эмоционально откликаться на музыку. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | |
28. | «Музыка в цирке».
Песни о животных. Своеобразие музыкальных инструментов. |
1ч. | Способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке; развивать способность эмоционально откликаться на музыку. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение различать музыкальные инструменты. | Цирк в жизни каждого человека. |
29-30. | «Дом, который звучит».
Путешествие в музыкальный театр. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. |
2ч. | Развивать способность эмоционально откликаться на музыку; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке; развивать умение различать музыкальные инструменты. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение различать музыкальные инструменты. | Музыкальные театры. |
31. | «Опера-сказка».
Песенность, танцевальность, маршевость в оперной и балетной музыке. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. |
1ч. | Способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке; развивать способность эмоционально откликаться на музыку. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | |
32. | «Ничего на свете лучше нету…».
Музыка в кино. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. |
1ч. | Развивать способность эмоционально откликаться на музыку; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке; развивать умение различать музыкальные инструменты. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. | Музыка в мультфильмах. |
33. | «Музыка в жизни ребёнка».
Итоговый урок. |
1ч. | Развивать способность эмоционально откликаться на музыку; воспитывать любовь и интерес к музыке. | Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. |
Файлы для загрузки
- Рабочая программа по музыке в 1 классе: Rabochaya-programma-po-muzyike-v-1-klasse.docx (38.71K)