Рабочая программа по Музыке для 1 класса на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по Музыке для 1 класса составлена на основании следующих документов:

  • Музыка. Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 класс авторы: Е.Д. Критская и др. (УМК «Школа России), изд. «Просвещение», Москва, 2008г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  • Соответствует Базисному учебному плану МБОУ «Густомойская СОШ», принятому 30.08.2013г.

Пояснительная записка

Данный предмет входит в образовательную область «Искусство».

Программа и материал УМК рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю.

Изучение музыки направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства. Количество часов отведенных на музыку соответствует требованиям ФГОС НОО. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений.

Широкое культурологическое пространство данной программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.

В процессе музыкальных занятий совершенствуется восприятие детьми окружающей жизни и художественных образов с помощью не только музыки, но и других видов искусства, а также их память, внимание, воображение.

Цели и задачи

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения;

  • сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
  • использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки программы:

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление на основе восприятия музыки тезауруса – интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства:

  • фольклора;
  • духовной музыки;
  • произведений композиторов-классиков (золотой фонд);
  • сочинений современных композиторов.

Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры.

Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.

Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла», с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются:

  • основные сферы музыкального искусства,
  • виды музыкальной деятельности,
  • интонация как носитель образного смысла музыкального произведения,
  • принципы развития музыки,
  • особенности формы музыкальных сочинений,
  • жанры музыки,
  • основные средства музыкальной выразительности и своеобразие,
  • специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, принцип тождества и контраста, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включённого в программу, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.

Критерии уровня музыкального развития учащихся

  • насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;
  • умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;
  • умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
  • каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.

Изучение музыки направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства. Количество часов отведенных на музыку соответствует требованиям ФГОС НОО.

К концу первого класса обучающиеся должны иметь:

  1. сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
  2. сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  3. умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
  4. использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации;
  5. эмоционально-ценностное восприятие произ­ведений изобразительного и музыкального искусства, выражение в творческих работах своего отношения к окружаю­щему миру.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Оценка «5»

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты поделки;
  • умеет подметить и передать в поделке наиболее характерное.

Оценка «4»

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка «3»

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала, в выполнении работы.

Оценка «2»

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе и на практике;
  • не справляется с поставленной целью урока.

№ урока

Тема урока

Часы

Цели урока

Планируемые результаты

Беседы

1. «И муза вечная со мной!»

Композитор – исполнитель – слушатель. Песни о школе.

Музыка в жизни человека.

1ч. Учить воспринимать эмоци-ональное содержание музыки, различать и сравнивать харак-тер произведений; дать пред-ставление о музах, покрови-тельницах искусства. Знание понятия «муза»; умение различать характер произведения; умение слушать; высказывать своё мнение. Музы – покровительницы искусства.
2. «Хоровод муз».

Песни и танцы разных народов мира.

1ч. Учить слушать музыкальные произведения; учить различать на слух высокие и низкие звуки; воспитывать интерес к музыке. Умение различать характер произведения; умение слушать; высказывать своё мнение; умение различать на слух высокие и низкие звуки. Обряды и праздники разных народов.
3. «Повсюду музыка слышна».

Роль музыки в повседневной жизни человека.

Песня, танец, марш.

1ч. Познакомить детей с народными песенками; учить слушать музыкальные произведения; учить различать на слух высокие и низкие звуки; воспитывать интерес к музыке. Умение различать характер произведения; умение слушать; высказывать своё мнение; умение различать на слух высокие и низкие звуки; умение придумать окончания к песенкам-закличкам.
4. «Душа музыки – мелодия».

Песни, танцы и марши – основа многообразных музыкальных впечатлений.

1ч. Развивать способность эмоционально откликаться на музыку; познакомить с музыкальными произведениями П.И.Чайковского; дать первоначальные сведения о музыке. Умение слушать; высказывать своё мнение; умение различать на слух высокие и низкие звуки; умение анализировать музыкальное произведение; умение напевать мелодию. Творчество русского композитора П.И.Чайковского.
5. «Музыка осени».

Образы осени в литературе, музыке. Песни об осени.

Музыка в повседневной жизни человека.

1ч. Познакомить с разнообразными произведениями об осени; развивать практические навыки слушания музыки; воспитывать интерес к музыке. Умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение воспринимать выразительные средства музыки. Красота осенней природы в музыкальных произведениях.
6. «Сочини мелодию».

Выразительность и изобразительность в речи и в музыке.

Музыка в повседневной жизни человека.

1ч. Развивать практические навыки слушания музыки; развивать у детей музыкальные способности; содействовать возникновению эмоционального и осознанного отношения к произведениям. Умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение воспринимать выразительные средства музыки.
7-8. «Азбука, азбука каждому нужна…».

Музыкальная азбука. Нотный звукоряд, скрипичный ключ.

2ч. Познакомить детей с музыкальной азбукой; развивать практические навыки слушания музыки; развивать у детей музыкальные способности; содействовать возникновению эмоционального и осознанного отношения к произведениям. Знание музыкальных нот; умение находить ноты на клавиатуре; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение воспринимать выразительные средства музыки. Появление музыкальной азбуки.
9-10. «Музыкальные инструменты».

Народные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли.

Н.Римский-Корсаков. «Садко».

2ч. Познакомить детей с народными музыкальными инструментами; формировать певческий голос и выразительность движений; воспитывать интерес к музыке. Умение различать яркие средства музыкальной выразительности; определять по звучанию народные инструменты; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его.
10-11. «Музыкальные инструменты».

Музыкальные произведения в исполнении на флейте, арфе.

«Звучащие картины».

Музыка народная и авторская в исполнении на арфе, свирели, гуслях, флейте.

2ч. Познакомить детей с музыкальными инструментами; формировать певческий голос и выразительность движений; воспитывать интерес к музыке. Умение различать яркие средства музыкальной выразительности; определять по звучанию музыкальные инструменты; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. Голоса деревянных духовых инструментов.
12. «Разыграй песню».

Песня – основа музыкальных впечатлений детей.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений; формировать певческий голос и выразительность движений. Умение различать яркие средства музыкальной выразительности; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение разыгрывать песню.
13. «Добрый праздник среди зимы».

Музыка в жизни человека.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений; формировать певческий голос. Умение различать яркие средства музыкальной выразительности; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. Новогодний праздник.
14. «Пришло Рождество, начинается торжество».

Рождественские колядки и песни народов мира.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений; формировать певческий голос и выразительность движений. Умение различать яркие средства музыкальной выразительности; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. Рождество – праздник детей и взрослых.
15. «Родной обычай старины».

Рождественские песни.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений; формировать певческий голос. Умение различать яркие средства музыкальной выразительности; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. Старинные рождественские обычаи.
16. «Край, в котором ты живёшь».

Музыкальные произведения о Родине, о красоте родной природы.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений; формировать певческий голос. Умение различать яркие средства музыкальной выразительности; умение слушать музыкальные произведения; умение откликаться на музыку различного характера и различать его.
17. «Поэт, художник, композитор».

Своеобразие произведений в выражении чувств человека.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки; создавать предпосылки к развитию музыкального вкуса. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. Картины природы в произведениях поэтов, художников и композиторов.
18. «Музыка утра».

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки; создавать предпосылки к развитию музыкального вкуса; воспитывать любовь и интерес к музыке. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. Творчество композитора Э.Грига.
19. «Музыка вечера».

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки; создавать предпосылки к развитию музыкального вкуса; воспитывать любовь и интерес к музыке. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. Музыка вечера в музыкальных произведениях разных композиторов.
20. «Музыкальные портреты».

Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки; создавать предпосылки к развитию музыкального вкуса; воспитывать любовь и интерес к музыке. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его.
21. «Разыграй сказку».

Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; развивать музыкальные способности; развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение пользоваться терминологией; умение творчески мыслить.
22. «У каждого свой музыкальный инструмент».

Музыкальные инструменты.

Голоса инструментов в музыке И. С. Баха, К. Глюка, С. Прокофьева.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение различать музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты разных народов.
23. «Музы не молчали».

Героические образы в искусстве. Песни о защитниках отечества.

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. Военная слава наших предков и современников.
24. «Музыкальные инструменты».

Сопоставление тембров, имитация игры на них.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке; развивать умение различать музыкальные инструменты. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение различать музыкальные инструменты.
25. «Мамин праздник».

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. Праздник 8 Марта.
26. «Музыкальные инструменты».

Пианино и рояль.

1ч. Развивать способность эмоционально откликаться на музыку; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке; развивать умение различать музыкальные инструменты. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение различать музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.
27. «Звучащие картины».

Музыкальные инструменты. Пианино и рояль.

1ч. Обогащать музыкальные впечатления детей; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке; развивать способность эмоционально откликаться на музыку. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его.
28. «Музыка в цирке».

Песни о животных.

Своеобразие музыкальных инструментов.

1ч. Способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке; развивать способность эмоционально откликаться на музыку. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение различать музыкальные инструменты. Цирк в жизни каждого человека.
29-30. «Дом, который звучит».

Путешествие в музыкальный театр.

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира.

2ч. Развивать способность эмоционально откликаться на музыку; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке; развивать умение различать музыкальные инструменты. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение различать музыкальные инструменты. Музыкальные театры.
31. «Опера-сказка».

Песенность, танцевальность, маршевость в оперной и балетной музыке.

Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.

1ч. Способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке; развивать способность эмоционально откликаться на музыку. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его.
32. «Ничего на свете лучше нету…».

Музыка в кино.

Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.

1ч. Развивать способность эмоционально откликаться на музыку; способствовать накапливанию у детей знаний путём обогащения их музыкально-словарного запаса; воспитывать любовь и интерес к музыке; развивать умение различать музыкальные инструменты. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение воспринимать её выразительно-изобразительные средства; умение откликаться на музыку различного характера и различать его. Музыка в мультфильмах.
33. «Музыка в жизни ребёнка».

Итоговый урок.

1ч. Развивать способность эмоционально откликаться на музыку; воспитывать любовь и интерес к музыке. Умение понимать, что музыка имеет содержание; умение откликаться на музыку различного характера и различать его.

Файлы для загрузки

0
Поделиться своими мыслямиx
()
x