Рабочая программа по физкультуре для 1 класса на 2023- 2024 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Ценностные ориентиры содержания учебного процесса.
- Место предмета “физическая культура” в базисном учебном плане.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Физическая культура»
- Планируемые результаты изучения курса
- Требования к уровню подготовки обучающихся (повышенный уровень)
- Способы физкультурной деятельности
- Тематическое планирование
- Перечень учебно-методических средств
- Файлы для загрузки
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой МБОУ « средняя общеобразовательная школа» и ориентирована на использование учебника “Физическая культура 1 класс” А.П. Матвеев, М.
Ввиду особых санитарно-педагогических требований к организации обучения первоклассников в 1 четверти (Письмо Министерства образования РФот 20 апреля 2001 г. N 408/13-13) , элементы содержания учебного материала (уроки №1-27) будут реализовываться путём проведения уроков подвижных игр на воздухе, тематических динамических пауз, динамических пауз с дидактической направленностью.
В I классе согласно учебной программе школьники по преимуществу осваивают различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания: разучивают комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для формирования и укрепления осанки, развитие гибкости, координации движений, быстроты, выносливости.
Важной особенностью содержания обучения является освоение первоклассниками подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения. Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.
При планировании учебного материала настоящей программы были внесены изменения:
ввиду отсутствия условий заменить тему «Лыжные гонки» на углубленное освоение содержания тем «Гимнастика» и «Подвижные игры»;
ввиду отсутствии реальной возможности для освоения школьниками содержания раздела «Плавание», заменить его содержание легкоатлетическими и общеразвивающими упражнениями.
Цель программы — формирование у первоклассников основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности
Общая характеристика учебного предмета
Материал программы направлен на реализацию приоритетной задачи образования – формирование всесторонне гармонично развитой личности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование; на развитие основных двигательных (физических) жизненно важных качеств; на формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Универсальными компетенциями обучающихся являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Ценностные ориентиры содержания учебного процесса.
При решении задач физического воспитания необходимо ориентироваться на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения.
Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.
Место предмета “физическая культура” в базисном учебном плане.
Согласно Базисному учебному плану начального общего образования на обязательное изучение всех учебных тем программы по предмету физическая культура в 1 классах отводится 99 ч, из расчёта 3 часа в неделю(33 уч. недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Физическая культура»
При решении задач физического воспитания необходимо ориентироваться на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения.
Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.
Планируемые результаты изучения курса
Требования к уровню подготовки обучающихся
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
К концу первого года обучения обучающиеся 1 класса должны(базовый уровень):
иметь представление:
— о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
— о способах изменения направления и скорости движения;
— о режиме дня и личной гигиене;
— о правилах составления комплексов утренней зарядки;
уметь:
— выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
— выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
— играть в подвижные игры;
— выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
— выполнять строевые упражнения;
Требования к уровню подготовки обучающихся (повышенный уровень)
Уметь применить свои навыки в соревновательной деятельности на внешнем уровне.
Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование:
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера:передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» ; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».
Тематическое планирование
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности |
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.
Возникновение первых соревнований. Зарождение Олимпийских игр. |
Знания о физической культуре (3ч)Физическая культура
Из истории физической культуры |
Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными испортивными играми.
Выявлять различия в основных способах передвижения человека. |
Режим дня и его планирование.Утренняя зарядка, правила ее составления и выполнения. Физкультминутки, правила их составления и выполнения.
Закаливание и правила проведения закаливающих процедур. Осанка и комплексы упражнений по профилактике ее нарушения. Комплексы упражнений для развития физических качеств. |
Способы физкультурной деятельности(3ч) | Составлять индивидуальныйрежим дня.
Оценивать свое состояние (ощущения) после закаливающих процедур. Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма. Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий.
|
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.Развитие физических качеств.
Профилактика утомления. Комплексы упражнений на Развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз |
Физическое совершенствование (46 ч)
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
Осваивать универсальныеумения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий.
Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз |
Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.Акробатические упражнения: упоры; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с
опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность. Игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. |
Спортивно-оздоровительная деятельность (47ч)Гимнастика с основами акробатики.
Легкая атлетика
Подвижные и спортивные игры
|
Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!».Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений. Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций. Осваивать технику бега различными способами. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр. |
Календарно-тематическое планирование
№урока | Тема урока | Примечание |
1 | Беседа на стадионе «Из истории зарождения спортивных состязаний». Подвижные игры на воздухе. ЗФК | |
2 | Беседа о необходимости соблюдения режима дня. Подвижные игры на воздухе. СФД | |
3-18 | Подвижные игры на воздухе. СОД | |
19,20 | Упражнения со скакалкой. СОД | |
21,22 | Упражнения с обручем. СОД | |
23 | Построение в колонну. Ходьба и бег. ФС | |
24 | Построение в шеренгу. Ходьба и бег. ФС | |
25 | Прыжки. СОД | |
26,27 | Прыжки в длину. ФС | |
28 | 2 четверть.Беседа о роли спорта в жизни ученика. Ходьба и бег врассыпную. ЗФК | |
29-31 | Виды спорта. Бег с ускорением, прыжки в длину с места. СФД | |
32 | Бег с препятствиями. ФС | |
33 | Метание мяча в цель ФС | |
34 | Упражнений на равновесие СОД | |
35 | Акробатические упражнения: кувырки вперёд, назад. ФС | |
36 | Обруч. Упражнения о обручем. СОД | |
37 | Стойка на лопатках. ФС | |
38 | Упражнения со скакалкой. СОД | |
39 | Ходьба с изменением направления движения. ФС | |
40 | Упражнения на сохранение равновесия. ФС | |
41 | Прыжки. Упражнения с мячом. СОД | |
42 | Упражнения со скакалкой. СОД | |
43 | Построение в колонну по одному. ФС | |
44 | Ведение мяча в баскетболе. ФС | |
45 | Упражнения о обручем. СОД | |
46,47,48 | 3 четвертьИз истории Олимпийских игр. Ходьба и бег врассыпную. ЗФК | |
49 | Олимпийские виды спорта. Построение в колонну по два. СФД | |
50 | Построение в колонну по два. ФС | |
51 | Акробатические упражнения в равновесии. ФС | |
52 | Упражнения со скакалкой. СОД | |
53-54 | Ходьба с изменением направления движения. СОД | |
55 | Упражнения на сохранение равновесия ФС | |
56 | Бег с преодолением препятствий. ФС | |
57 | Упражнения со скакалкой. СОД | |
58 | Ходьба с высоким подниманием колена. ФС | |
59 | Ходьба боком приставным шагом. ФС | |
60 | Построение в колонну по одному. ФС | |
61 | Подбрасывание и ловля мяча двумя руками. ФС | |
62 | Построение в шеренгу. ФС | |
63 | Бег по кругу с поворотами. ФС | |
64 | Построение в колонну по три. ФС | |
65 | Ходьба боком приставным шагом. СОД | |
66 | Упражнения с мячом СОД | |
67 | Бег с преодолением препятствий. ФС | |
68 | Построение в колонну. ФС | |
69 | Упражнения со скакалкой. СОД | |
70 | Ходьба с изменением направления движения. | |
71 | Ходьба по скамейке на носках. СОД | |
72 | Ходьба и бег змейкой. СОД | |
73 | Упражнения с мячом. СОД | |
74,75 | Лазание по скамейке. СОД | |
76 | 4 четверть.Урок подвижных игр. СОД | |
77,78 | Бег с преодолением препятствий. ФС | |
79,80 | Подтягивание на низкой перекладине. ФС | |
81 | Метание мяча на дальность. ФС | |
82 | Прыжки в длину. ФС | |
83,84 | Урок подвижных игр. СОД | |
85 | Весёлые старты. СОД | |
86,87 | Равновесие на гимнастическом бревне. ФС | |
88 | Весенний кросс. СОД | |
89,90 | Бег в равномерном темпе. ФС | |
91,92 | Упражнения с гимнастической палкой. СОД | |
93 | Бег на 30 м. ФС | |
94 | Соревнования в беге на 30 м. ФС | |
95,96 | Упражнения со скакалкой. СОД | |
97,98 | Акробатика и танцы. СОД | |
99 | Итоговый урок. СОД |
Перечень учебно-методических средств
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Р Ф. – М.: Просвещение, 2023.
Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009.
Матвеев А. П. Физическая культура: Начальные классы. Программы общеобразовательных учреждений
Матвеев А. П. Физическая культура: Учеб. для 1 кл. – М., 2002
«Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; — Волгоград: «Учитель»,2008.
«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
«Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.
«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
«Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.
Файлы для загрузки
- Rabochaya-programma-po-fizkulture-1klass: Rabochaya-programma-po-fizkulture-1klass.doc (144.50K)