Рабочая программа детского творческого объединения Умелые руки для 2-3 класса на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа детского творческого объединения «Умелые руки»  для обучающихся 2-3 классов учителем составлена самостоятельно .  ДТО «Умелые руки» имеет художественно- эстетическое направление.

Различные виды рукоделия являются одними из старейших  в прикладной трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают,  что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных материалов были знакомы людям далекого прошлого.

В настоящее время  , когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и  художественно  выполняется с помощью машин, многие предметы одежды ,быта не теряют своей прелести ,прочности и изящества, если они сделаны вручную.

Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.

Приобщение подрастающего поколения к различным видам  прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.

Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами ,художниками-дизайнерами и просто любителями , доступно детям младшего  школьного возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать  всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Вышытый  передник, нарядная вязаная шапочка, красивый коврик у кровати, выполненный способом  аппликации — это не полный перечень предметов , которые знакомят детей с различными изделиями, созданными замечательными мастерами прикладного искусства.

Программа рассчитана на работу с детьми 7-9 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью не более 1 часа. В группе обычно занимается 10-12 человек. Данная программа предполагает в большом объеме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни, восприятием художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами или любителями. Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой  подготовки занимающихся, выполнения правил культуры труда, экономного расходования материалов , бережного отношения к инструментам и приспособлениям.
Характер построения программы позволяет обращаться к другим видам искусства ( музыке, литературе ), вызывая при  пластическом воплощении  в лепке, конструировании адекватные образы.

Много внимания, особенно на первых занятиях уделяется организации рабочего места, приемам работы с различными материалами и приспособлениями и правилам техники безопасности.

Цель ДТО «Умелые руки»

  • развивать художественно- творческие способности занимающихся, обучить навыкам и приемам традиционной художественной обработки материалов разных видов

Задачи:

  • развивать трудовые навыки и умения, усидчивость и желание доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать эстетические чувства, любовь к искусству и прекрасному;
  • научить правильно обращаться с орудиями труда;
  • прививать навыки разумного поведения в общественных местах и коллективе.

Характер построения рабочей программы позволяет построить работу так, чтобы помимо индивидуальных  изделий дети могли осуществлять коллективные работы, что повышает чувство ответственности за общее дело.

Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребенка разные  области руки, предплечья и пальцев.  Так  например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы и т. д., поэтому необходимо чередовать  один вид деятельности с другим. Очень важно демонстрировать детям приемы работы с различными материалами( глина, пластилин, бумага, картон и др.) в которых образ рождается непосредственно на глазах у них. Демонстрация педагогических способов работы стимулирует формирование знаний, умений и навыков в области практической деятельности, учит свободному владению различными  материалами.

Оставляя за детьми право  творческого выбора. Большое значение в формировании эмоционально-оценочного отношения, в формировании вкуса имеют обсуждения творческих работ обучающихся, выставки их поделок. Важен анализ творчества детей, проводимый взрослыми.

Важно обратить внимание на методическую сторону использования детских изделий, их  практическую направленность. Они могут  служить наглядным пособием , подарком, оформлением комнаты и т. д.

Немаловажное   значение имеет игровое начало в обучении. Игры должны носить целенаправленный , развивающий характер. Они бесконечно  многообразны, и в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход.

Ожидаемые результаты. По окончании первого года обучения дети должны знать и понимать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • виды труда и технологий, содержание общих приемов трудовой деятельности;
  • назначение, сферы применения,основные свойства различных материалов(природных, бумаги и картона, пластических, текстильных и др.)

Уметь владеть способами и приемами умственной и практической трудовой деятельности:

  • определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические и текстильные, фольгу и проволоку) по внешним признакам, используя различные ощущения;
  • на основе сравнения соотносить свойства материалов и сферу их применения;
  • определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия;
  • подбирать необходимые для работы инструменты и соблюдать правила безопасного труда;
  • выдвигать различные идеи по созданию изделий и соотносить их со своими реальными возможностями.

Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда . Сколько радости получают младшие школьники , когда они своими руками сделают красивую закладку или салфетку! Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков для родителей, друзей,  знакомых к праздникам.

Практика показывает, что в организации занятий по рукоделию большую роль играют выставки работ детей, которые показывают самостоятельное мышление и творческую инициативу ребенка.

 

Файлы для загрузки

0
Поделиться своими мыслямиx
()
x