Элективный курс в 9 классе Основы выбора профессии и профессионального самоопределения
Программа профессионального самоопределения старшеклассников ориентирована на учащихся 9-х классов и предусматривает изучение научных основ выбора профессии, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и саморазвитие профессионально важных качеств.
ЦЕЛИ КУРСА:
Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе обучения и самодиагностики с профессионально важными качествами, способствующими успешности освоения профессиональной деятельности.
ЗАДАЧИ КУРСА:
1. Повышение уровня психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
2. Формирование положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции кадров.
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ — 1 час
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии.
2. МНОГООБРАЗИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ — 1 час.
Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Понятие о профессиографии и профессиогенезе.
Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Возможные схемы решения задач о выборе профессии.
3. АНАЛИЗ ПРОФЕССИЙ — 2 часа.
Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Профессиогенетическое описание.
Классификация профессий. Способы классификации профессий. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
4. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПОЗНАНИЯ — 2 часа.
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ — 2 часа.
Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
6. ЗДОРОВЬЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ — 1 час.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие о психофизиологическом и медицинском отборе. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Возможности получения психофизиологической и медицинской консультаций.
7. СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ («ХОЧУ» — «МОГУ» — «НАДО») — 2 часа.
«Хочу» — склонности, желания, интересы личности;
«Могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности);
«Надо» — потребности рынка труда в кадрах.
Общее понятие о профессии, специальности, должности.
8. СКЛОННОСТИ И ИНТЕРЕСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ («ХОЧУ») — 2 часа.
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов и жизненные ценности. Актуализация потребностно-мотивационной сферы и профессиональных интересов.
9. ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ («МОГУ») — 2 часа.
Психологические проблемы прогнозирования успешности профессионального обучения и деятельности. Профессионально важные качества. Активная роль личности в процессе выбора профессии.
10. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДА («НАДО») — 2 часа. Содержание и характер трудовых функций. Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Критерии тяжести труда.
Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. Специализация. Квалификация.
Культура труда. Спрос на рынке труда и престижность профессий.
11. ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ.
Файлы для загрузки
- Программа элективного курса: Programma-elektivnogo-kursa.doc (0.00P)