Рабочая программа по математике для 1 класса на 2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой и ориентирована на использование учебника математики Л.Г. Петерсон, входящего в УМК « Перспектива».

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе по математике Л. Г. Петерсон. В виду особых санитарно-педагогических требований к организации обучения первоклассников в 1 четверти (Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2001 г. N 408/13-13), 8 уроков (1 час в неделю) проводятся на свежем воздухе в виде дидактических игр, наблюдений, учебных прогулок и экскурсий.

Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, формируя у учащихся основы умения учиться.

Общая характеристика предмета

Содержание курса математики строится на основе:

− системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.);

− системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана Система начальных математических понятий (Н.Я. Виленкин);

− дидактической системы деятельностного метода «Школа2000…» (Л.Г. Петерсон).

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…»…3. Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса в дидактической системе «Школа 2000…» является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Структура ТДМ, с одной стороны, отражает обоснованную в методологии общую структуру учебной деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), а с другой стороны, обеспечивает преемственность с традиционной школой в формировании у учащихся глубоких и прочных знаний, умений и навыков по математике.

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа 2000…»:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая

знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных спо-

собностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми

ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся

обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна

предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие

всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся

способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Предметная область «Математика и Информатика реализуется учебным предметом «Математика»-4 часа в неделю. Знания по информатике обучающиеся получат в результате изучения всех учебных предметов. На ступени начального общего образования начинается формирование навыков. Необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологическом обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук.

Ссылки и базы данных, которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Знания по информатике обучающиеся 1 класса получат при изучении раздела математики «Работа с информацией» в рамках учебного предмета «Математика».

Место предмета в учебном плане

Учебный предмет « Математика» относится к образовательной области « Математика и Информатика». Рабочая программа рассчитана на 132 часа (33 учебных недели по 4 часа). Срок реализации программы – 1 год.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Математика»

Содержание, методики и дидактические основы курса математики «Учусь учиться» (технология деятельностного метода, система дидактических принципов) создают условия, механизмы и конкретные педагогические инструменты для практической реализации в ходе изучения курса расширенного набора ценностных ориентиров, важнейшими из которых являются познание – поиск истины, правды, справедливости, стремление к пониманию объективных законов мироздания и бытия, созидание – труд, направленность на создание позитивного результата и готовность брать на себя ответственность за результат, гуманизм – осознание ценности каждого человека как личности, готовность слышать и понимать других, сопереживать, при необходимости – помогать другим.

Освоение математического языка и системы математических знаний вконтексте исторического процесса их создания, понимание роли и места математики в системе наук создаёт у учащихся целостное представление о мире. Содержание курса целенаправленно формирует информационную грамотность, умение самостоятельно получать информацию из наблюдений, бесед, справочников, энциклопедий, Интернета и работать с полученной информацией.

Включение учащихся в полноценную математическую деятельность на основе метода рефлексивной самоорганизации обеспечивает поэтапное формирование у них готовности к саморазвитию и самовоспитанию.

Систематическое использование групповых форм работы, освоение

культурных норм общения и коммуникативного взаимодействия формирует навыки сотрудничества – умения работать в команде, способность следовать согласованным правилам, аргументировать свою позицию, воспринимать и учитывать разные точки зрения, находить выходы из спорных ситуаций.

Совместная деятельность помогает каждому учащемуся осознать себя частью коллектива класса, школы, страны, вырабатывает ответственность за происходящее и стремление внести свой максимальный вклад в общий результат.

Таким образом, данный курс становится площадкой, на которой у

учащихся в процессе изучения математики формируются адаптационные механизмы продуктивного действия и поведения в любых жизненных ситуациях, в том числе и тех, которые требуют изменения себя и окружающей действительности.

Планируемые результаты обучения предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к учёбе в школе, к предмету «Математика»;
  • представление о причинах успеха в учёбе;
  • общее представление о моральных нормах поведения;
  • осознание сути новой социальной роли – ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;
  • элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • положительного отношения к школе;
  • первоначального представления о знании и незнании;
  • понимания значения математики в жизни человека;
  • первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
  • первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни
  • бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • адекватно воспринимать предложения учителя;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
  • составлять план действий для решения несложных учебных задач;
  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
  • осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
  • в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов. разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
  • использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
  • читать простое схематическое изображение;
  • понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2–5 знаков или символов, 1–2 операций);
  • на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;
  • проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
  • выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
  • под руководством учителя проводить аналогию;
  • понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);
  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока или по рассматриваемому вопросу;
  • осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения);
  • строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;
  • выделять существенные признаки объектов;
  • под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
  • понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;
  • воспринимать различные точки зрения;
  • понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;
  • контролировать свои действия в классе;
  • слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
  • наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;
  • формулировать свою точку зрения;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;

Предметные результаты

Числа и величины

Обучающийся научится:

  • различать понятия «число» и «цифра»;
  • читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр;
  • понимать отношения между числами («больше», «меньше», «равно»);
  • сравнивать изученные числа с помощью знаков «больше» («>»), «меньше» («<»), «равно» («=»);
  • упорядочивать натуральные числа и число нуль в соответствии с указанным порядком;
  • понимать десятичный состав чисел от 11 до 20;
  • понимать и использовать термины: предыдущее и последующее число;
  • различать единицы величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр, практически измерять длину.

Обучающийся получит возможность научиться: практически измерять величины: массу, вместимость.

Арифметические действия

Обучающийся научится:

  • понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;
  • складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
  • складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;
  • применять таблицу сложения в пределах 20;
  • выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
  • вычислять значение числового выражения в одно—два действия на сложение и вычитание (без скобок).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;
  • применять переместительное свойство сложения;
  • понимать взаимосвязь сложения и вычитания;
  • сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;
  • выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и вычислять его значение;
  • составлять выражения в одно–два действия по описанию в задании.

Работа с текстовыми задачами

Обучающийся научится:

  • восстанавливать сюжет по серии рисунков;
  • составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ;
  • изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка;
  • различать математический рассказ и задачу;
  • выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на…», «меньше на…»;
  • составлять задачу по рисунку, схеме;
  • понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом;
  • различать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
  • решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы;
  • соотносить содержание задачи и схему к ней; составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу;
  • составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению;
  • рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

  • понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.);
  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат;
  • изображать точки, прямые, кривые, отрезки;
  • обозначать знакомые геометрические фигуры буквами русского алфавита;
  • чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная;
  • распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии;
  • изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры;

Геометрические величины

Обучающийся научится:

  • определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
  • применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) – и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).

Работа с информацией

Обучающийся научится:

  • получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;
  • дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью;
  • изменять объект в соответствии с закономерностью, указанной в схеме;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • читать простейшие готовые схемы, таблицы;
  • выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными.

Содержание изучаемого материала

  1. Числа и величины. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до ста. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Масса и объём. Единицы массы (килограмм) и вместимости (литр).
  2. Арифметические действия. Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Нахождение значения числового выражения. Перестановка и группировка слагаемых в сумме.
  3. Текстовые задачи. Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом на нахождение целого и части, на разностное сравнение, на нахождение большего или меньшего числа (в прямой и косвенной форме);
  4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение в пространстве и на плоскости (выше – ниже, справа – слева, сверху – снизу, ближе — дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Геометрические тела. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
  5. Геометрические величины. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Измерение длины отрезка.
  6. Работа с данными (изучается на основе содержания всех других разделов математики). Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора. Таблица. Чтение таблицы. Интерпретация таблицы.

Виды и формы организации учебного процесс: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.

Виды занятий: самостоятельная работа, практическая работа, урок:

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля:

  1. самоконтроль — при введении нового материала,
  2. взаимоконтроль — в процессе его отработки,
  3. обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ,
  4. тематический контроль — при проведении контрольных работ в течение учебного года,
  5. итоговый контроль, включающий 2 этапа — переводную контрольную работу («минимум») и итоговую контрольную работу (дифференциация обучающихся по уровню освоения программы).

КИМы, предусмотренные данной рабочей программой, полностью соответствуют сборнику «Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы», Л.Г. Петерсон, А.А. Невретдинова.

Тематическое планирование

Содержание курса Элементы содержания Характеристика деятельности.
Группы предметов или фигур, обладающих общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы. Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … порядок. Выделение части. Сравнение групп предметов. Сравнение групп предметов. Знаки «=», «не равно» Общие понятия (15 часов)

Свойства предметов: форма, цвет, размер, материал. Совокупность предметов или фигур, обладающих общим признаком. Выделение части совокупности.

Знакомство с понятием «порядок». Порядок.

Сравнение двух совокупностей. Знаки = и ≠. Составление равных и неравных совокупностей.

Выражение. Сравнение выражений.

Исследовать свойства предметов.

Группировать предметы по заданному или самостоятельно составленному плану.

Описывать свойства предметов.

Анализировать и сравнивать предметы, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия.

Читать, анализировать данные таблицы, заполнять таблицы на основании заданного правила.

Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел.

Описывать свойства простейших фигур.

Сравнивать геометрические фигуры, различать плоские и пространственные фигуры.

Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу.

Записывать сложение и вычитание групп предметов с помощью знаков +, –, =.

Число как результат счёта предметов и как результат измерения величин. Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счёт. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков =, ¹, >, <. Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на …, меньше на …). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»). Римские цифры. Алфавитная нумерация. Числа и величины (48 часов)

Понятия «один», «много». Счет предметов. Числа от 1 до 9. Числовой отрезок. Цифры от 1 до 9. Состав чисел от 2 до 9.

Числовые равенства. Равенство и неравенство чисел. Разностное сравнение чисел.

Число 0. Цифра 0. Свойства нуля.

«Волшебные» цифры. Римские цифры.

Масса. Единицы измерения. Килограмм. Объем. Единицы измерения. Литр. Свойства величин. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел.

Простейшие уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Решение уравнений.

Укрупнение единиц счета. Десяток. Число 10. Счет десятками. Круглые числа. Счет десятками и единицами.

Название и образование чисел до 20. Сравнение чисел до 20. Нумерация чисел от 20 до 100. Сравнение двузначных чисел.

Соотносить числа с количеством предметов в группе, обобщать, упорядочивать заданные числа, определять место числа в последовательности чисел от 1 до 6.

Образовывать число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из последующего числа.

Писать цифры , соотносить цифру и число.

Сравнивать две группы предметов на основе составления пар.

Сравнивать числа в пределах 6 с помощью знаков =, ≠, >, <.

Моделировать сложение и вычитание чисел с помощью сложения и вычитания групп предметов.

Использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел.

Описывать расположение объектов с использованием слов: длиннее, короче, шире, уже, толще, тоньше, за, перед и др.

Распознавать в предметах окружающей обстановки изучаемые геометрические фигуры, описывать их свойства, моделировать многоугольники из палочек, выделять вершины и стороны многоугольников.

Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях, находить способ решения нестандартной задачи.

Разбивать группу предметов на части по некоторому признаку, находить «лишний» предмет по какому-либо признаку.

Таблица сложения однозначных чисел («квадратная»).

Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Сложение однозначных чисел с переходом через разряд «по частям».

Усложнение структуры текстовых задач в 2-3 действия на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел. Приём вычитания однозначных чисел с переходом через разряд «по частям». Решение составных задач.

Комментированное решение уравнений по компонентам действий. Анализ данных в таблице.

Сумма разрядных слагаемых. Сложение и вычитание двузначных чисел вила 40+8, 48-8, 48-40.

Сложение и вычитание двузначных чисел вила 24+13, 37-24, 37-13.

Сложение и вычитание двузначных чисел вила 34+10, 34-1, 34-10

 

Арифметические действия (37 часов)

Сложение. Компоненты сложения. Знак «+». .Переместительное свойство сложения.Вычитание.

Знак «-».Ознакомление с понятием «разность». Компоненты вычитания. Связь между сложением и вычитанием. Нахождение компонентов сложения и вычитания.

Запись математических выражений.

Таблица сложения. Таблица сложения однозначных чисел (с переходом через десяток).

Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. Сложение, вычитание, сравнение круглых чисел.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд.

Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

Прибавление и вычитание однозначных чисел по частям с переходом через десяток. Сложение и вычитание в пределах 20

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания).

Выявлять общие способы решения уравнений с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым.

Решать уравнения данного вида, обосновывать и комментировать их решение на основе взаимосвязи между частью и целым, пошагово проверять правильность решения, используя алгоритм.

Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.). Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на …»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам. Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями). Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2—4 действия. Анализ задачи и планирование хода её решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Текстовые задачи (16 часов)

Задача. Составные части задачи. Составление задач по схемам. Выбор вопроса. Составление задач по краткой записи, схеме. Взаимно- обратные задачи.

Решение задач на нахождение части и целого.

Задачи на разностное сравнение, на хождение большего и меньшего числа (в прямой и косвенной форме).

Ознакомление с составной задачей. Составные задачи на нахождение части.

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи.

Планировать решение задачи.

Объяснять (пояснять) ход решения задачи.

Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Основные пространственные отношения: выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, спереди — сзади, сверху — снизу, слева — справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально). Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах. Области и границы. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (8 часов)

Знакомство с формами плоских фигур. Точки и линии. Шар, конус, цилиндр.

Пространственно-временные отношения.

Области и границы. Равные фигуры. Разбиение фигур на части. Соотношение между целым и частью.

Описывать свойства геометрических фигур.

Сравнивать геометрические фигуры.

Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел.

Отрезок. Обозначение отрезка.

Ломаная линия. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Вершины многоугольника.

Построение и измерение отрезков.

Сравнение, сложение и вычитание длин отрезков. Понятие «периметр», «длина прямоугольника», «ширина прямоугольника». Противоположные стороны прямоугольника равны.

Новая единица измерения – дециметр. Преобразование единиц измерения длины.

 

Геометрические величины (8 часов)

Отрезок и его части. Построение и измерение отрезков. Ломаная линия. Многоугольник. Измерение сторон многоугольников.

Величины и их измерение. Длина. Единицы измерения. Сантиметр. Дециметр.

Периметр. Нахождение периметра.

Образовывать, называть и записыватьдвузначные числа в пределах 100,строить их графические модели, объяснять десятичное значение цифр, представлять в виде суммы десятков и единиц, упорядочивать, сравнивать, складывать и вычитать (без перехода через разряд).

Решать простые и составные задачи изученных видов, сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различие.

Решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым, комментировать решение и пошагово проверять его правильность.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней числа.Использовать ритмический счётдо 80.

Основные свойства предметов. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.

Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора. Поиск закономерностей.

Таблица. Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы.

 

Работа с данными (изучается на основе содержания всех разделов курса)

Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора. Поиск закономерностей.

Таблица. Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы.

 

Строить графические модели чисел, выраженных в укрупнённых единицах счёта, сравнивать данные числа, складывать и вычитать, используя графические модели.

Называть, записывать, складывать и вычитать круглые числа, строить их графические модели.

Образовывать, называть, записывать число 10, запоминать его состав, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 10

Сокращения, принятые в данном планировании:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания;

Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)

К – итоговый контроль знаний.

Календарно-Тематическое планирование

урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Приложения

1

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и т.д. ОНЗ

Основные свойства предметов: цвет, форма, размер. Материал.

Работа с раскладным лото.

2

Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник ОНЗ

Геометрические фигуры(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

3

Изменение цвета, формы, размера ОНЗ

Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Работа с раскладным лото

4

Составление группы по заданному признаку ОНЗ (урок на улице)

Совокупности предметов или фигур, обладающих общим признаком. Дидактические игры.

Игра « Разбей по группам»

5

Выделение части группы (С – 1) ОНЗ

Разбиение группы предметов по заданным признакам (цвет, форма, размер).

6

Сравнение групп предметов. Знаки «=» и «¹». ОНЗ

Сравнение предметов по свойствам. Основные отношения между предметами: больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, толще – тоньше, спереди-сзади, сверху – снизу, справа-слева.

Игра «Кто лишний»

7

Составление равных и неравных групп. (С – 2) ОНЗ

Установление равночисленности двух совокупностей с помощью составления пар.

Работа с раскладным лото

8

Сложение групп предметов(С – 3) Р

Сложение групп предметов.

Работа с раскладным лото

9

Вычитание групп предметов. Знак «-»

Вычитание.Знак действия вычитания «-».

10

Вычитание групп предметов (С – 4) Р

Запись сложения и вычитания групп предметов с помощью знаков +, –, =.

Работа с раскладным лото

11

Связь между сложением и вычитанием. Раньше, позже (С – 5) Р

Отношения раньше — позже, сначала — потом.

12

Контрольная работа № 1 К

Контроль знаний.

13

Один–много. На, над, под, перед, после, между, рядом Р (урок на воздухе)

Расположение объектов. Учебная прогулка, дидактические игры.

Игра « Кто за кем»

14

Число и цифра 1. Справа, слева, посередине ОНЗ

Число и цифра 1.

Использование презентации.

15

Число и цифра 2. Сложение и вычитание чисел ОНЗ

Число и цифра 2.

16

Число и цифра 3. Состав числа 3 ОНЗ

Соотнесение числа и цифры 3. Сложение и вычитание в пределах 3.

17

Сложение и вычитание в пределах 3 ОНЗ (урок на воздухе)

Числа и цифры 1,2,3. Учебная прогулка, дидактические игры.

Игра «Дополни до 3»

18

Сложение и вычитание в пределах 3 (С – 6) Р

Изученные случаи вычислений.

19

Число и цифра 4. Состав числа 4 ОНЗ

Число и цифра 4.Сложение и вычитание в пределах 4. Состав числа 4.

Работа с раскладным лото

20

Состав числа 4. Закрепление изученного.

Число и цифра 4.Сложение и вычитание в пределах 4. Состав числа 4.

21

Сложение и вычитание в пределах 4.

Число и цифра 4.Сложение и вычитание в пределах 4. Состав числа 4.

Работа с раскладным лото

22

Сложение и вычитание в пределах 4.

Сложение и вычитание в пределах 4.

23

Числовой отрезок. ОНЗ (урок на воздухе)

Определение числового отрезка, шара, конуса… Учебная прогулка, дидактические игры.

Игра «Измерь предмет»

24

Числовой отрезок. ОНЗ

Определение числового отрезка, шара, конуса… Учебная прогулка, дидактические игры.

25

Числовой отрезок . (С – 7) Р

Сложение и вычитание в пределах 4 .

26

Число и цифра 5. Состав числа 5 ОНЗ

Число и цифра 5.Состав числа 5.

Работа с раскладным лото

27

Сложение и вычитание в пределах 5 ОНЗ

Сложение и вычитание в пределах 5.Пятиугольник.

28

Столько же. Равенство и неравенство чисел ОНЗ (урок в школьном дворе)

Сравнение совокупностей по количеству. Равенство и неравенство чисел. Учебная прогулка, дидактические игры.

Игра «Сделай равным»

29

Сравнение по количеству с помощью знаков «=» и «¹». Р

Счет предметов в прямом и обратном порядке. Числовое равенство.

Работа с раскладным лото

30

Сравнение по количеству с помощью знаков «>» и «<». ОНЗ

Состав чисел 3 — 5. Прибавление чисел при помощи числового луча.

31

Сравнение по количеству с помощью знаков «>» и «<». Р (С – 8)

Знаки <, >. Вычитание чисел при помощи числового луча.

32

Сложение и вычитание в пределах 5. Сравнение по количеству с помощью знаков «>» и «<». Р (экскурсия в парк)

Состав чисел 3 — 5. Прибавление чисел при помощи числового луча. Учебная прогулка, дидактические игры.

Игра «дополни до 5»

33

Число и цифра 6. Состав числа 6 ОНЗ

Соотнесение числа и цифры 6. Состав числа 6.

Работа с раскладным лото

34

Сложение и вычитание в пределах 6 Р

Соотнесение числа и цифры 6. Состав числа 6.

35

Точки и линии. Компоненты сложения ОНЗ.

Точки и линии. Понятие замкнутых и незамкнутых линий.

Использование компьютерной игры

36

Области и границы. Компоненты вычитания. ОНЗ

Понятия «на линии», «внутри», «снаружи».

37

Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6 (С – 9) Р

Состав чисел 3 — 6. Прибавление и вычитание чисел при помощи числового луча.

Работа с раскладным лото

38

Контрольная работа № 2 К

Контроль знаний.

39

Отрезок и его части ОНЗ

Отрезок. Обозначение отрезка.

40

Число и цифра 7. Состав числа 7 ОНЗ

Соотнесение числа и цифры 7. Состав числа 7.

Работа с раскладным лото

41

Состав числа 7. Ломаная линия. Многоугольник. (С – 10) Р

Ломаная линия. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Вершины многоугольника.

42-43

Выражения. ОНЗ

Понятие «математическое выражение».

44

Выражения. Сравнение, сложение и вычитание в пределах 7 (С – 11) Р

Сравнение математических выражений. Составление выражений по рисункам.

Работа с раскладным лото

45

Число и цифра 8. Состав числа 8. ОНЗ

Число 8. Образование числа 8. Соотнесение цифры и числа 8.

Работа с раскладным лото

46

Сложение и вычитание в пределах 8 Р

Автоматизация навыка сложения и вычитания в пределах 8.

47

Сложение и вычитание в пределах 8 (С – 12) Р

Автоматизация навыка сложения и вычитания в пределах 8.

48

Число и цифра 9. Состав числа 9 ОНЗ

Число 9. Образование числа 9. Соотнесение цифры и числа 9

49

Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9 ОНЗ

Автоматизация навыка сложения и вычитания в пределах 9.

50

Зависимость между компонентами сложения ОНЗ

Связь между компонентами и результатом сложения .

51

Зависимость между компонентами вычитания ОНЗ

Связь между компонентами и результатом вычитания .

52

Сложение и вычитание в пределах 9. Зависимость между компонентами сложения и вычитания (С – 13) Р

Автоматизация навыка сложения и вычитания в пределах 9.

Работа с раскладным лото

53

Контрольная работа № 3 К

Контроль знаний.

54

Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями ОНЗ

Геометрическая фигура и её части.

Игра «Танграмм»

55

Число 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. Сравнение с нулем ОНЗ

Число 0. Его свойства. Цифра 0.

56

Сравнение с нулем. ОНЗ

Свойства сложения и вычитания с нулем. Ритмический счёт.

57

Сложение и вычитание в пределах 9. Кубик Рубика (С – 14) Р

Автоматизация навыка сложения и вычитания в пределах 9. Кубик Рубика.

Работа с компьютерной моделью «Кубик Рубика»

58

Равные фигуры ОНЗ

Равные (одинаковые) фигуры.

Работа с раскладным лото

59

Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация ОНЗ

Различные системы нумерации.

60

Равные фигуры. Сложение и вычитание в пределах 9 (С – 15) ОНЗ

Состав чисел в пределах 9.

61

Задача. ОНЗ

Условие, вопрос, выражение, решение, ответ

62

Решение задач на нахождение целого и части целого Р

Простые задачи на сложение и вычитание.

Игра «Составь задачу»

63

Взаимно обратные задачи ОНЗ

Понятие обратной задачи.

64

Решение задач на нахождение целого и части целого (С – 16) Р

Простые задачи на сложение и вычитание.

Использование моделей задач.

65,66

Разностное сравнение чисел ОНЗ

Вывести правило решения задач на разностное сравнение чисел (на сколько меньше, больше).

67

Задачи на нахождение большего числа Р

Вывести правило решения задач на нахождение большего числа.

Работа с моделями задач.

68

Задачи на нахождение меньшего числа Р

Вывести правило решения задач на нахождение меньшего числа.

69

Решение задач на разностное сравнение Р

Задач на разностное сравнение чисел

Работа с моделями задач.

70

Решение задач на разностное сравнение (С – 17) Р

Решение взаимно-обратных задач на разностное сравнение.

71

Контрольная работа № 4 К

Контроль знаний.

72

Величины. Длина. ОНЗ

Величина, измерение, величин, единица измерения (мерка). Различные единицы измерения длины: шаг, локоть, см и т.д.

Компьютерная презентация.

73

Построение отрезков данной длины ОНЗ

Построение и измерение отрезков.

74

Измерение длин сторон многоугольников. Периметр (С – 18) Р

Сравнение, сложение и вычитание длин отрезков. Понятие «периметр»,

Работа с моделями.

75,76

Масса ОНЗ

Единицы измерения массы. Ритмический счёт.

Работа с моделями.

77

Объем ОНЗ

Объем, единицы измерения объема. Сравнение объёмов.

Работа с моделями.

78

Свойства величин ОНЗ

Преобразование, сравнение и арифметические действия с единицами измерения длины.

79

Величины и их свойства (С – 19) Р

Преобразование, сравнение и арифметические действия с единицами измерения длины.

80

Составные задачи на нахождение целого ОНЗ

Решение задач в 2 действия (неизвестно целое и одна из частей).

81

Уравнения. Решение уравнений вида х + а = б ОНЗ

Уравнение с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи между частью и целым. Правило нахождения неизвестного слагаемого.

82

Уравнения. Решение уравнений вида х + а = б (С–20) Р

Уравнение с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи между частью и целым.

Работа с раскладным лото.

83

Решение уравнений вида ах = б ОНЗ

Правило нахождения неизвестного вычитаемого.

84

Решение уравнений вида ах = б

(С – 21) Р

. Правило нахождения неизвестного вычитаемого.

Работа с моделями.

85

Решение уравнений вида ха = б ОНЗ

Уравнение с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым.

Работа с раскладным лото.

86

Решение уравнений вида ха = б (С – 22) Р

Уравнение с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым.

87

Уравнения Р

Правило нахождения неизвестного уменьшаемого.

88

Контрольная работа № 5 К

Контроль знаний.

89

Укрупнение единиц счета ОНЗ

Укрупненные единицы счета. Графическое обозначение укрупненных единиц счета.

90

Укрупнение единиц счета Р

Сравнение, сложение и вычитание укрупненных единиц счета.

91

Число 10. Состав числа 10 ОНЗ

Решение задач в 2 действия (неизвестно целое и одна из частей).

Работа с моделями.

92

Сложение и вычитание в пределах 10 (С – 23) Р

Решение задач.

93

Составные задачи на нахождение части ОНЗ

Решение задач в 2 действия (неизвестно целое и одна из частей).

94

Состав числа 10. Составные задачи на нахождение части целого (целое не известно) (С – 24) Р

Сложение и вычитание в пределах 10.

95

Счет десятками. ОНЗ

Сложение, вычитание, сравнение круглых чисел.

Работа с моделями.

96

Круглые числа Р

Сложение, вычитание, сравнение круглых чисел. Задачи и уравнения, содержащие круглые числа.

97

Дециметр ОНЗ

Новая единица измерения – дециметр. Преобразование единиц измерения длины.

Использование таблицы мер длины.

98

Счет десятками. Круглые числа. Дециметр (С – 25) Р

Сложение, вычитание, сравнение круглых чисел. Задачи и уравнения, содержащие круглые числа.

Работа с моделями.

99

Контрольная работа № 6 К

Контроль знаний.

100

Счет десятками и единицами ОНЗ

Сложение и вычитание двузначных чисел вила 34+10, 34-1, 34-10

101

Чтение и запись чисел до 20. Разрядные слагаемые ОНЗ

Арифметические действия с числами первого и второго десятков, решение уравнений и задач.

Работа с моделями.

102

Сложение и вычитание в пределах 20 ОНЗ

Арифметические действия с числами первого и второго десятков, решение уравнений и задач.

103

Числа 1–20. (С – 26) Р

Арифметические действия с числами первого и второго десятков, решение уравнений и задач.

Игра «Посчитай»

104

Нумерация двузначных чисел ОНЗ

Отработка навыков устного счёта в пределах 100.

105

Сравнение двузначных чисел ОНЗ

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Сравнение чисел до 20.

Работа с компьютерным приложением.

106

Сложение и вычитание двузначных чисел ОНЗ

Отработка навыков устного счёта в пределах 100.

107

Сложение и вычитание двузначных чисел (С – 27) Р

Прием вычитания однозначных чисел по частям с переходом через десяток. Решение задач.

108

Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел. (С – 28) Р

Отработка навыков устного счёта в пределах 100.

109

Административная контрольная работа

Контроль знаний.

110

Квадратная таблица сложения ОНЗ

Прием прибавления однозначных чисел по частям с переходом через десяток. Состав чисел второго десятка

Использование таблицы.

111,

112

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток ОНЗ

Прием прибавления однозначных чисел по частям с переходом через десяток. Состав чисел второго десятка

Использование таблицы .

113

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток (С – 29) Р

Прием прибавления однозначных чисел по частям с переходом через десяток. Состав чисел второго десятка

114,

115

Вычитание однозначных чисел из двузначных чисел с переходом через десяток ОНЗ

Прием вычитания однозначных чисел по частям с переходом через десяток. Решение задач.

Игра «Кто быстрее».

116

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток (С – 30) Р

Арифметические действия с числами первого и второго десятков, решение уравнений и задач.

117

Решение текстовых задач (С-31) Р

Решение текстовых задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

Игра «Придумай сам».

118

Контрольная работа №7 К

Контроль знаний.

119-

124

Решение задач. Р

Решение текстовых задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

125

Комплексная проверочная работа К

Контроль знаний.

126-129

Решение задач. Р

Решение текстовых задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

Работа с моделями

130

Контрольная работа №8 К

Контроль знаний.

131

Урок –сказка «волшебные числа» Р

Дидактическая игра.

Использование компьютерных презентаций.

132

Урок-конференция «Я люблю математику» Р

Арифметические действия с числами первого и второго десятков, решение уравнений и задач.

Программно-методическое обеспечение программы

  1. Л.Г. Петерсон. «Математика», учебник для 1 класса: в 3 ч.- М.: «Ювента», 2011;
  2. Л.Г. Петерсон, А.А. Невретдинова «Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы», в 2 ч.- М.: «Баласс», 2011;
  3. Л.Г. Петерсон, «Математика. 1-й класс», методические рекомендации, — М.: «Ювента», 2011;
  4. Л.Г.Петерсон, И.Г. Липатникова «Устные упражнения на уроках математики, 1 класс». – М.: «Школа 2000+», 2009;
  5. Компьютерная программа комплексного мониторинга развития ребёнка «Электронное приложение к учебникам математики Л.Г.Петерсон».

Файлы для загрузки