Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа  по предмету «Литературное чтение. 3 класс» составлена на основании следующих документов:

  1. Кубасова О.В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / О.В.Кубасова. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.- 32 с.
  2. Федеральный компонент Государственного стандарта начального общего образования.

Соответствует  Базисному учебному плану МБОУ «Густомойская СОШ», принятому 31.08.2012г.

Данный предмет входит в образовательную область «Филология».

В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс» реализована  концепция развивающего обучения младших школьников литературному чтению (автор — кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова), основная цель которого – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения, через литературу.

Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.

Контроль уровня обученности

Кубасова О.В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 3 класса  общеобразовательных учреждений. / О.В.Кубасова. – 5-е изд. —  Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.- 80 с.

Используемые технологии

Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия. Идеи многих учёных легли в основу современных педагогических технологий:

Существует единая для всех уроков технология продуктивного чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев)

Учебники и технология обучения должны сделать процесс обучения психологически комфортным, помочь ребёнку полностью реализовать себя. Нормативное чтение в начальной школе не обеспечивает успешной учёбы в среднем и старшем звене, необходим уровень оптимального чтения. Оптимальное чтение (по В. Н. Зайцеву) это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. В. Н. Зайцев предлагает свои резервы обучения чтению, которые хорошо известны и активно используются учителями. Это ежеурочные пятиминутки чтения, жужжащее чтение, зрительные диктанты, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения. Частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов учащихся

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает мышление, формирует приемы мыслительной деятельности.

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Благодаря фрагментам уроков, на которых используются презентации, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, начинают активно высказывать свое мнение, рассуждать. У них повышается качество знаний, ребенок продвигается в общем развитии, появляется стремление преодолеть трудности, познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. А главное создаются условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Учебно – тематический план по литературному чтению

п/п

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Дидактическое сопровождение

Примечание

«Труд человека кормит, а лень портит» (11ч.)

1.

Знакомство с учебником. Освоение литературных понятий «метафора», «аллитерация». Р. Сеф «Лопата», Е. Каганова «Лекарство без рецепта»

1

С.3-9

2.

Работа над правильностью и выразительностью речи. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

1

С.10-12

3.

Вн.чт:  «Книги о трудолюбивых и ленивых детях».  Е.Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться».

1

С.13-14

Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться»  наизусть

4.

Определение жанра изучаемого произведения.  Выделение главной мысли и определение темы. С. Баруздин «Бревно», русская народная сказка «Кому горшок мыть».

1

С.15-20

5.

С.Маршак «Старуха, дверь закрой!» Подробный пересказ.  Отличие сказок о животных, волшебных и бытовых.

1

С.20-22

6.

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Формирование навыков сознательного чтения.  Расширение кругозора учащихся, чтение по ролям. Тест №1

1

С.23-34

7.

Вн.чт: «Книги И.А.Крылова». И. Крылов «Стрекоза и муравей». Определение жанра произведения. Понятия «басня», «аллегория»

1

С.35-36

И. Крылов «Стрекоза и муравей». наизусть

8.

Жанровые особенности сказки Дж.Р.Киплинга «Отчего у Верблюда горб». Составление картинного плана.

1

С.37-42

9.

Африканская сказка «Лентяйка». Чтение по ролям.

1

С.43-44

10.

Формирование навыков сознательного чтения. Грузинская народная сказка «Голубой ковер». Тест №2

1

С.45-53

11.

Вн.чт: «Книги о тех кто любит труд». Р. Сеф «Странное дело».

1

«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца» (6ч.)

12.

Обучение пониманию и чувственному восприятию образного языка художественного произведения. Итальянская сказка «Новая юбка». С.Маршак «Не так»

1

С.55-59

С.Маршак «Не так» наизусть

13.

Характеристика персонажей  русской народной сказки «Как мужик гусей делил»

1

С.60-61

14.

Вн.чт: «Русские народные сказки». Русская народная сказка «Дочь-семилетка». Выделение главной мысли и определение темы.

1

С.62-67

15.

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».

Два мира – реальный и волшебный,  граница между ними.

1

С.69-81

16.

Армянская сказка «Золотое яблоко». Определение главной мысли произведения.

1

С.82-84

17.

Вн.чт: «Книги Ш.Перро». Ш.Перро «Мальчик с пальчик». Обучение подробному и краткому пересказу.  Составление  плана произведения.

1

С.85-95

«Много хватать – свое потерять» (3ч.)

18.

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке». Развитие умения сравнивать народную сказку и литературную.

1

С.96-102

19.

Я. Аким «Жадина», В. Зотов «Бабушкин халат». Отношение автора к своему персонажу. Составление плана произведения.

1

С.103-109

20.

Вн.чт: «Книги о щедрых и жадных людях». Дж.Родари «Солнце и туча» .Жадность и щедрость.

1

С.110

«Тайное всегда становится явным» (5ч.)

21.

В.Драгунский «Тайное становится явным». Оценивание поступков героев, мотивов их поведения. Тест №3

1

С.111-114

22.

Н.Носов «Огурцы». Работа над ролевым чтением, передачей настроения героев, прогнозированием мотивов их поведения.

1

С.115-119

23.

В.Осеева «Почему?» Обогащение чувственного опыта детей.

1

С. 120-125

24.

Шведская сказка «Принцесса-лгунья». Чтение  по ролям, предавая голосом характер героев. Формирование навыков осознанного чтения.

1

С.126-136

25.

Л.Пантелеев «Честное слово». Развитие способности сопереживать героям произведения.

1

С.137-141

«Унылая пора! Очей очарованье!» (4ч.)

26.

К.Бальмонт «Осень». И.Соколов-Микитов «Листопадничек» . Обучение чувственному восприятию и пониманию настроения поэта.

1

С.146-150

К.Бальмонт «Осень». наизусть

27.

Ф. Тютчев «Листья». А. Фет «Ласточки пропали…» Формирование знаний об эпитете, олицетворении, сравнении.

1

С.151-154

Ф. Тютчев «Листья». А. Фет «Ласточки пропали…» наизусть

28.

К. Паустовский «Барсучий нос». Словесное описание портретов главных героев.

1

С.155-159

29.

Вн.чт: «Стихи об осени». А.Пушкин «Осень» М.Лермонтов «Осень». А.Толстой «Осень». Н.Некрасов «Славная осень». А.Майков «Осень». Обучение анализу, пониманию образной поэтической речи.

1

С.160-162

А.Пушкин «Осень» наизусть

«Ежели вы вежливы…» (3ч.)

30.

С. Маршак «Урок вежливости». Формирование нравственных качеств. Тест №4

1

С.163-164

31.

И.Пивоварова «Вежливый ослик», Б.Заходер «Очень вежливый индюк». Отношение писателя к персонажу.

1

С.165-167

32.

Вн.чт: «Рассказы В.Осеевой». В. Осеева «Волшебное слово».  Сравнение персонажей двух последних произведений.

1

С.168-171

«Каждый свое получил» (15ч.)

33.

Эстонская сказка «Каждый свое получил». Латышская сказка «Два брата». Работа над глубоким пониманием смысла прочитанного .

1

С.3-10

34.

Ю. Ярмыш «Добрый клен», «Озеро». Развитиеэмоционально-чувственного восприятия.

1

С.11-13

35.

Узбекская сказка «Черепаха и скорпион». Чтение по ролям. Словесное рисование портретов героев. Сопоставление портрета черепахи и скорпиона. Тест №5

1

С.13-16

36.

И. Крылов «Чиж и голубь», Л. Толстой «Белка и волк»,  Л. Толстой «Комар и лев». Отличие басни от других художественных произведений.

1

С.17-19

И. Крылов «Чиж и голубь» наизусть

37.

«Мак» Индийская сказка.  Поиск различия волшебных сказок, бытовых и сказок о животных.

1

С.20-28

38.

Г. Ладонщиков «В старой сказке», русская народная сказка «Баба Яга».  Сопоставление двух произведений.

1

С.29-34

39.

Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка». Выделение характерных особенностей русских народных сказок: зачин и концовка.

1

С.35-38

40.

Вн.чт: «Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших».  Б.Заходер «Серая звездочка». Обучение чтению

по ролям, составлению характеристик героев произведения.

1

С.39-48

41.

Английская сказка «Хромая Молли». Словесная характеристика героев.

1

С.49-56

42.

Чешская сказка «Златовласка». Признаки сказки как литературного жанра. Тест №6

1

С.57-70

43.

Чешская сказка «Златовласка».

Продолжение работы по содержанию. Тест №7

1

С.57-70

44.

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера». Анализ поступков героев.

1

С.71-87

45.

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера». Деление на части, составление плана, краткий пересказ текста.

1

С.71-87

46.

Л. Чарская «Живая перчатка». Оценивание поступков героев, мотивов их поведения.

1

С.88-96

47.

Ю. Мориц «Песенка про сказку». Обучение анализу, пониманию образной поэтической речи. Тест №8

1

С.97-98

«Жизнь дана на добрые дела» (5ч.)

48.

Вн.чт: «Волшебные литературные сказки».  Ю. Мориц «Разговаривали вещи».

Словесное описание портретов главных героев.

1

С.99-102

49.

Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».  Выборочное чтение. Работа над правильным, осознанным чтением.

1

С.102-107

50.

Х. К. Андерсен «Ель». Деление на части, составление плана, краткий пересказ текста.

1

С.107-119

51.

Е. Пермяк «Некрасивая елка». Прогнозирование содержания текста, сопоставление художественных произведений. Тест №9

1

С.120-129

52.

Проверка техники чтения. Е. Клюев «Сказки простого карандаша». Чтение по ролям, самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих действующих лиц, события. Тест №10

1

С.130-134

«Снег летает и сверкает…» (9ч.)

53.

С. Есенин «Берёза», М. Пришвин «Деревья в лесу». Развитие творческого воображения, воспитания любви к родной природе.

1

С.135-137

С. Есенин «Берёза»

наизусть

54.

И. Никитин «Весело сияет…» А.С. Пушкин «Зимний вечер». Работа над развитием поэтического слуха, формирование речевых умений, навыков чтения.

1

С.138-140

И. Никитин «Весело сияет…», А.С. Пушкин «Зимний вечер» наизусть

55.

Г.Х.Андерсен «Девочка со спичками». Работа с текстом. Словесное описание портретов главных героев. Тест №11

1

С.141-144

56.

А. Блок «Ветхая избушка» И. Суриков «Детство». Работа с поэтическим текстом.

1

С.145-148

57.

З. Александрова «Снежок» Саша Черный «На коньках» Обучение пониманию образной поэтической речи.

1

С.149-152

З. Александрова «Снежок»

наизусть

58.

В. Драгунский «Кот в сапогах». Определение настроения произведения, рисование словесных картин с опорой на текст.

 

1

С.153-158

59.

Н.Носов «Бенгальские огни». Работа над развитием воображения, речи, творческих способностей.

1

С.160-177

60.

Вн.чт: «Книги о зиме». С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша» Работа над развитием поэтического слуха, формированием речевых умений.

1

С.178-179

С. Дрожжин «Снег летает и сверкает» наизусть

61.

  С. Есенин  «Поет зима, аукает».  Продолжение знакомства с творчеством С. Есенина, формирование чувства любви к родному языку.Обобщение по разделу.

1

С.180-181

С. Есенин  «Поет зима, аукает» наизусть

«За доброе дело стой смело» (5ч.)

62.

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Художественные особенности сказок, их структура и лексика.

1

С.3-17

63.

Н. Артюхова «Трусиха». Э.Киселева «Мальчик-огонек». Работа над развитием эмоционально-чувственного восприятия текста. Тест №12

1

С.18-21

64.

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». Обучение анализу содержания произведения, умению делать выводы, размышлять.

1

С.22-30

65.

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», С. Баруздин «Страшный клад». Развитие умение точно и правильно отвечать на вопросы.

1

С.30-33

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя» наизусть

66.

Вн.чт: «Книги о подвигах». С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Работа над совершенствованием навыка выразительного чтения поэтических произведений.

1

С.34-37

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» наизусть

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» (12ч.)

67.

В. Осеева «Печенье», «Лекарство». Работа над развитием умения видеть важные слова текста в процессе чтения.Выборочный пересказ.

1

С.38-39

68.

Б. Емельянов «Мамины руки». Работа над пополнением словарного запаса, совершенствованием навыка чтения.

1

С.40-42

69.

Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; О. Дриз «Книга». Обучение анализу стихотворных произведений,

умению делать выводы.

 

1

С.43-46

Л. Квитко «Бабушкины руки» наизусть

70.

Г.Фаллада «История про мамину сказку». Работа над развитием способности сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, формированием речевых умений

1

С.48-53

71.

В. Драгунский «..Бы». Определение идеи произведения, характеристика героев и  их поступков. Тест №13

1

С.54-57

72.

Н. Артюхова «Трудный вечер». Понятие «чуткий», примеры поведения чутких людей.

1

С.58 63

73.

М.Зощенко «Золотые слова», Черногорская сказка «Милош находит мать». Выделение главной мысли рассказа. Оценивание поступков героев, мотивов их поведения.

1

С.64-75

74.

Адыгейская сказка  «Девочка-птичка». Ознакомление с нравами и обычаями народа Адыгеи.

1

С.76-80

75.

Испанская сказка «Птица-Правда». Работа над развитием эмоционально-чувственного восприятия, умением формулировать основную мысль сказки.

1

С.81-101

76.

А. Платонов «Разноцветная бабочка». Легенда. Ознакомление с понятием «легенда», с  ее отличием от произведений других жанров.

1

С.102-113

77.

Л. Петрушевская «Сказка о часах». Подбор пословицы к произведению. Словесное описание портретов главных героев.    Тест №14

1

С.114-122

78.

Вн.чт: «Книги о семье». Русская народная сказка «Подземные царства», Г.Виеру «Мамин день».Обучение умению вдумываться в смысловое содержание художественного произведения, давать характеристики героям

1

С.123-133

«Весна идет, весне дорогу!» (8ч.)

79.

Ф. Тютчев «Зима не даром злится…»М. Пришвин «Капля и камень»; Совершенствование навыков работы с поэтическими текстами. Выделение эпитетов и сравнений.

1

С.13136

Ф. Тютчев «Зима не даром злится…» наизусть

80.

В.Железников «Три ветки мимозы». Воспитание нравственных качеств. Тест №15

1

С.137-140

81.

И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; В. Берестов «Мать-и-мачеха». Развитие творческого воображения, воспитание любви к родной природе.

1

С.141-144

82.

Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами…»; А. Плещеев «Весна»; «Весна». Совершенствование навыков выразительного чтения.  Тест №16

1

С.145-149

83.

К. Паустовский «Стальное колечко».Работа над развитием способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

1

С.150-159

84.

Вн.чт: «Рассказы детских писателей о войне»

1

85.

.А. Майков «Ласточка примчалась…»; А. Толстой «Звонче жаворонка пенье»; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом»; А. Чехов «Весной».Н. Сладков «Ивовый пир»; Я. Аким «Апрель».

Совершенствование навыков работы с поэтическими текстами, словесное иллюстрирование фрагментов произведения. Тест №17

1

С.160-168

А. Толстой «Звонче жаворонка пенье» наизусть

86.

Вн.чт: «Книги о весне». А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черемуха».

Обобщение по разделу.Соотношение  содержания произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором.

1

С.169-172

Стихи о весне наизусть

«Любовь — волшебная страна» (8ч.)

87.

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник…».Н. Вагнер «Сказка». Передача с помощью интонации отношения к героям произведения.

1

С.3-22

88.

Братья Гримм «Рапунцель». Составление плана. Выделение главной мысли. Формулирование морали сказки.

1

С.23-29

89.

Французская сказка «Красавица и чудовище».Поиск различия волшебных сказок, бытовых и сказок о животных. Тест №18

1

С.31-41

90.

Вн.чт: «Сказки Г.Х. Андерсена». Г.Х. Андерсен «Ромашка». Чтение по ролям.Составление диафильмов к произведению.

1

С.42-47

91.

Ш.Сильверстайн «Щедрое дерево»Развитие речи, воображения, умения работать с текстом, расширение кругозора учащихся.

1

С.48-51

92.

Русская народная сказка «Перышко Финиста — ясна сокола».Выявление художественных особенностей сказок, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики.

1

С.53-71

93.

Польская сказка «Каменный принц и прекрасная Померанца». Выявление жанровых особенностей сказки. Работа над содержанием,развитием умения подробно и кратко пересказывать текст  сказки

1

С.72-84

94.

А.Фет «Облаком волнистым», Я. Полонский «Песня», И.Тургенев «Воробей».Обучение пониманию образной поэтической речи, выразительному чтению.

1

С.85-88

А.Фет «Облаком волнистым» наизусть

«Чудесное — рядом» (8ч.)

95.

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березку русскую»; К. Паустовский «Заботливый цветок». Обучение пониманию образной поэтической речи, выразительному чтению.

1

С.89-100

96.

В. Жуковский «Родного неба милый свет…»; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга».Воспитание чувства прекрасного, совершенствование навыка выразительного чтения.

1

С.101-107

В. Жуковский «Родного неба милый свет…» наизусть

97.

Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел».Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих действующих лиц, события. Тест №19

1

С.108-112

98.

В. Астафьев «Стрижонок Скрип».Составление собственных высказываний на основе прочитанного. Обучение составлению плана текста, работе по нему.

1

С.113129

99.

О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»; В. Бианки «Музыкант».Выделение главной мысли рассказа. Оценивание поступков героев, мотивов их поведения. Творческий пересказ текста.

1

С.130-134

О. Дриз «Счастье», Б. Заходер «Что красивей всего?» наизусть

100.

Белорусская сказка «Музыка-чародейник»; И. Пивоварова «Волшебная палочка». Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану. Тест №20

1

С.135-142

101.

Итальянская сказка «Тайна Флорио».Чтение по ролям.

Составление диафильмов к произведению.

1

С.143-155

102.

Вн.чт: «Книги об обыкновенных чудесах». И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковер».

Развитие умения ориентироваться в многообразии художественных произведений. Расширение кругозора учащихся.

1

С.156-157

0
Поделиться своими мыслямиx
()
x