Рабочая программа по литературе в 10 классе на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М: « Просвещение»,2008 и Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, М: Дрофа .2004. Рабочая программа соответствует базисному учебному плану МБОУ «СОШ», принятому 29.08.2014 года, по которому на изучение литературы в 10 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю).

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология».

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

Уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Календарно-тематическое планирование

Количество часов в неделю – 3.

Общее количество – 105 часов

Дата

Тема

Примечание
По плану По факту
1.

Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы литературы 19 века.

2. Обзор русой литературы 19 века.
3. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально- историческое и общечеловеческое содержание.
4.

Романтическая лирика А. Пушкина периода южной и михайловских ссылок.( «Погасло дневное светило». «Подражание Корану».)

Художест­венные открытия лирики А.С. Пуш­кина

5. Тема поэта и поэзии в лирике А.П. Пушкина («Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтами»)
6. Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина ( «Вольность», «Свободы сеятель пустынный»)
7. Религиозно- философская лирика А.С. Пушки­на. Тема жизни и смерти. ( «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны»).
8. Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Человек и история в поэме «Медный всадник».
9. Образ Петра Первого как царя- преобразователя в поэме «Медный всадник».
10. Социально- философские проблемы поэмы «Медный всадник». Диалектика пушкинских взглядов на историю России. Д/с
11. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
12. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова «Молитва»( «Я, матерь Божия, ныне с молитвою»)
13. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик»,«Сон», «Завещание»
14. Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен…»,«Выхожу один я на дорогу…». Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений.
15. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.
16. Проверочная работа по лирике Лермонтова. Ответ на проблемный вопрос.
17. Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
18. Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород».
19. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
19. Н.В. Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.
20. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
21. Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». В/ч
22-23. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя К/с
24. Обзор русской литературы второй половины 19 века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и критики.
25. И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.
26. Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Герои романа в их отношении к Обломову.
27. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
28. Обломов и Штольц. Авторское отношение к геро­ям романа.
29. «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.
30. А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Формирование национального театра.
31. Драма «Гроза». История создания, система образов.
32. Драма «Гроза». Приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта.
33. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества.
34. Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы .Смысл названия.
35. Семейный и социаль­ный кон­фликт в драме «Гроза».
36. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Д/с (Ответ на проблемный вопрос.)
37. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе
38. И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы.
39. Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя.
40. «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Сущность конфликта.
41. «Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети».
42. Испытание любовью в романе «Отцы и дети».
43. Трагедийность фи­гуры Базарова, его одиночество. Анализ эпизода «Смерть Базарова».
44. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению. Д/с
45. Контрольная работа в форме теста за первое полугодие.
46. Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.
47. Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. («Эти бедные селенья..», «Нам не дано..» и др.)
48. Любовная лирика Ф. Й. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас …»)
49. А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.
50. Любовная лирика А. А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.
51. А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого.( «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»).
53. Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.( «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки…» и др.).
54. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…» и др.
55. Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.
56. Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка» и др) .
57. «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».»
58. Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.
59. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
60. Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.
61-62 Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. К/с
63. М. Е. С а л т ы к о в — Щ е д р и н. Личность и творчество(обзор). Проблематика и поэтика сказок

М.Е. Салтыкова-Щедрина.

64. Судьба русской сатиры. Сатирическая летопись Русского государства. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
65. Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека
65. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.
66. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Художественные особенности романа.
67. Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти.
68. Духовные искания Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования.
69. Женские образы в романе «Война и мир». Роль женщины в семье и обществе.
70. «Мысль семейная» в романе Толстого.
71-72. Народ и «мысль народная» в изображении писателя.

Обращение к народу в поисках нравственного идеала.

73.

Кутузов и Наполеон. Роль личности в истории.

74.

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

75.

Анализ эпи­зода эпи­ческого произведе­ния «Петя Ростов в отряде Денисова».

76.

Подготовка к домашнему сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

Д/с
77.

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

78.

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского.

79.

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе.

80.

Духовные искания героя и способы их выявления. Теория Раскольникова и её истоки.

81. «Двойники» Раскольникова
82. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравст­венного идеала романа. Тема гордо­сти и смирения в романе.
83 Роль эпилога в романе «Преступление и наказание».Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.
84-85. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» К/с
86 ВОв
87. Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.
88. Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.
89. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
90. А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»
91. Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах».
92. Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Проблема человека и среды.
93. Особенности драматургии А. П. Чехова. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов.
94-95. Будущее в пьесе«Вишневый сад». Символ сада. Своеобразие чеховского стиля . Ответ на проблемный вопрос.)
96. Контрольная работа в форме теста по русской литературе 19 века.
97. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».
98. Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века.
99. Психологи­ческая но­велла Ги де Мопассана «Ожере­лье». Не­ожиданность раз­вязки
100. Генрик Ибсен. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
101. Тема вла­сти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
102. Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». Своеобразие поэтического языка.
103. Итоговый урок.
104-105 Резервные уроки.

 

 

Дата Тема Примечание
По плану По факту
 1 Русская   литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы литературы 19 века.
 2 Обзор русой литературы 19 века.
 3 А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально- историческое и общечеловеческое содержание.
 4 Романтическая лирика А. Пушкина периода южной и михайловских ссылок.( «Погасло дневное светило». «Подражание Корану».)Художест­венные открытия лирики А.С. Пуш­кина
 5 Тема поэта и поэзии в лирике А.П. Пушкина («Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтами»)
 6 Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина ( «Вольность», «Свободы сеятель пустынный»)
 7 Религиозно- философская лирика А.С. Пушки­на. Тема жизни и смерти. ( «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны»).
 8 Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Человек и история   в поэме «Медный всадник».
 9 Образ Петра Первого как царя- преобразователя в поэме «Медный всадник».
10 Социально- философские проблемы поэмы «Медный всадник». Диалектика   пушкинских взглядов на историю России. Д/с
11 М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
12 Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова «Молитва»( «Я, матерь Божия, ныне с молитвою»)
13 Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик»,«Сон», «Завещание»
14 Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен…»,«Выхожу один я на дорогу…». Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений.
15 Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.
16 Проверочная работа по лирике Лермонтова. Ответ на проблемный вопрос.
17 Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
18 Сатирическое и эпикодраматическое начало всборнике «Миргород».
19 «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького   человека» в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
20 Н.В. Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.
21 Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
22 Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». В/ч
23 Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя К/с
24 Обзор русской литературы второй половины 19 века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и критики.
25 И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.
26 Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Герои романа вих отношении кОбломову.
27 «Обломов» как роман олюбви. Авторская позиция и способы ее выражения вромане.
28 Обломов и Штольц. Авторское отношение к геро­ям романа.
29 «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» врусской критике.
30   А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии втворчестве писателя. Формирование национального театра.
31      Драма «Гроза». История создания, система образов.
32      Драма «Гроза». Приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта.
33      Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества.
34      Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы .Смысл названия.
35      Семейный и социаль­ный кон­фликт в драме «Гроза».
36      Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Д/с (Ответ на проблемный вопрос.)
37      И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе
38     И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы.
39      Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя.
40      «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Сущность конфликта.
41      «Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети».
42      Испытание любовью в романе «Отцы и дети».
43      Трагедийность фи­гуры Базарова, его одиночество. Анализ эпизода «Смерть Базарова».
44      Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению. Д/с
45      Контрольная работа в форме теста за первое полугодие.
46     Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.
47      Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. («Эти бедные селенья..», «Нам не дано..» и др.)
48      Любовная лирика Ф. Й. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас …»)
49      А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

Используемые ресурсы

Основная литература

  1. Гольцова Н. Г.Программа к учебнику «Русский язык 10-11 классы». Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.( 5-е издание). Москва «Русское слово», 2008 год.
  2. Русский язык 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.Москва «Русское слово», 2008-2012 год.

Дополнительная литература

  1. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2008
  2. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
  3. Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы: к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.- М.: Вако, 2010
  4. Сборник диктантов 10-11 класс. Москва. «ВАКО», 2009
  5. Тесты по всем разделам лингвистики. Москва. «ВАКО», 2009
  6. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005.
  7. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания

Образовательные электронные ресурсы

  1. Сайт учителя русского языка и литературы Акимовой С.А. http://asa.my1.ru/
  2. Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/
  3. Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2 Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.
  4. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
  5. http://www.9151394.ru/ — Информационные и коммуникационные технологии в обучении
  6. http://repetitor.1c.ru/ — Серия учебных компьютерных программ ‘1С: Репетитор’ по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии ‘Репетитор. Тесты’ по пунктуации, орфографии и др.
  7. http://som.fio.ru/ — сетевое объединение методистов
  8. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
  9. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  10. http://schools.techno.ru/ — образовательный сервер «Школы в Интернет»
  11. http://www.1september.ru/ru/ — газета «Первое сентября»
  12. http://all.edu.ru/ — Все образование Интернета
  13. http://www.mediaterra.ru/ruslang/ — теория и практика русской орфографии и пунктуации
  14. Навигатор. Грамота.ру http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x
  15. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Файлы для загрузки