План-конспект клубного часа «Творенья русских умельцев» (о Гжели и Хохломе)

План-конспект-клубного-часа-Творенья-русских-умельцевФорма проведения:литературно-музыкальная композиция Участники: воспитанники  1 – 7 классов ЦЕЛЬ:

  • воспитывать интерес к народному искусству,  любовь к Родине, её истории и культуре, расширять кругозор детей на основе знакомства с удивительным миром  русской  культуры;
  • формировать у детей нравственно-этическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве,  развивать фантазию, творчество, воображение;
  • закреплять  знания детей по декоративно-прикладному искусству через обзор промыслов Хохломы и Гжели.

ЗАДАЧИ:

— развивать творческие способности детей, навыки коммуникативного общения; — учить детей выразительно исполнять плясовые движения, передавать веселый, радостный характер песен; — развивать умения работать коллективно в группах; — воспитывать чувство сплоченности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

 компьютер, мультимедийный проектор; —  русские  народные  костюмы; — музыкальное сопровождение; — чай, пироги.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ  РЯД:

— предметы декоративно-прикладного искусства; —  плакаты, пособия, книги; — рисунки и поделки учеников.

ПРОГРАММА    КЛУБНОГО   ЧАСА

Творения русских умельцев дороже

Душе моей всяких иных.

И чем-то особым и звонким похожи

На тех, кто задумывал их.

I.   Творенья русских умельцев

II.               Незабудковая Гжель: а) хоровод с деревом; б) видеопрезентация; в) частушки; г)  Гжель в рисунках.

III.           Сказочная Хохлома: а) хоровод с деревом; б) частушки; в) сказка о Хохломе; г) игра на ложках.

IV.           Звезда России Ученик 1. Хохлома – это лето и осень, Россыпь ягод и лист золотой. Гжель – январская дивная просинь Над снегами морозной зимой.   Завиток к завитку – ярко-красным, Чтобы стало душе веселей, Хохлома – это радость и праздник, Это щедрость России моей!   Чистота и изысканность линий – Холодна бледноликая Гжель – Это синий безудержный ливень, Голубая шальная метель.   Красота и тиха, и печальна, Недоступна, как дамский каприз. Вот она – нераскрытая тайна – Для Снегурочки чайный сервиз.   У природы заимствуя краски, Бесконечно талантлив народ, И поскольку Россия контрастна, Хохлома рядом с Гжелью живет.   ХОРОВОД с деревом Ведущая 1. Садитесь скорее, да послушайте О чуде каком я расскажу. Все вокруг белым-бело, Будто снегу намело. А по белому – цветы, Как лазурь небес, чисты. Голубые, как ручей. Это «Гжель»!

Исполняется песня о Гжели Снова в зимний вечер радуемся встрече, Голубая сказка Гжели к нам пришла. Из времен далеких, старины глубокой К нам свое тепло и ласку донесла. Ах ты, гжель родная, сказка голубая, Где взяла ты столько нежной красоты? В стороне родимой, От земли любимой, Где сейчас, малыш мой, Подрастаешь ты. От березок белых, да еще от снега Заискрился белым цветом мой фарфор. Голубые розы, русские морозы, Нежно кистью рисовали мой узор.   Ах ты, Гжель родная. Сказка голубая, Не теряешь ты с годами красоты. В стороне родимой, Родине любимой От души тепло и ласку даришь ты!   Ученик 2. Сине-голубые Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре – Синяя купель. Это называется Просто роспись… (Гжель).   Ученик 3. Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из-под белого снежочка Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели?   Ученик 4. В тихом Подмосковье река Гжелка бежит. Вдоль этой речушки деревенька стоит. Резные оконца, на крыше конек. Из чистого колодца водицы глоток. Заросли ивы вдоль речки бегут, Умельцы в той деревеньке живут. Расписную посуду они мастерят, Синим по белому чудо творят.   Ученик 1. Голубизну небесную, Что сердцу так мила, Кисть мастера на чашечку Легко перенесла.   Ученик 2. Вот сине-белая посуда, Расскажи-ка, ты откуда? Видно издали пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими. Нежными, красивыми.   Ученик 3. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой, Не встретите на свете вы Красоты такой!

Презентация по слайдам (12 первых слайдов) Ученик 1.   Синие птицы по синему небу, море цветов голубых. Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых! Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель. Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая Гжель!   Ученик 2. За столом сидели, Бабушка и дед, Пили чай из Гжели Часто, много лет. Чайник, чашки, кружки Согревали нас, Милые зверюшки Радовали глаз. Но пришел с подружкой Внук к себе домой. Ходики с кукушкой, Скатерть с бахромой, Может и дичают Где-то там вдали, Только в Гжель он чаю Для нее налил. Сколько б ни летели Миллионы дней, Мы без нашей Гжели Словно без корней. Белизны и сини Нежные цветы, Это все Россия – Мама, папа, ты.

Продолжение презентации   Ученик 3. Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса!

(Слайды 13 – 18)   Ведущая 1:  Разные элементы росписи  в работе используют мастера: линии и точки, бордюры, капельки.

(Слайды 19-20) Но, пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

(Слайды 21-22)   Иногда изображают сказочных животных и птиц.

(Слайд 23) На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

(Слайды 24-25) Ученик 4. Какие розы и пионы На чашках пишут мастера. И сине-белые бутоны Прекрасны нынче, как вчера!

(Слайды 26-28) Ученик 5. Синее на белом, тонкий контур цветов Видим мы на узорах наших веселых лугов. Темно-синее чудо, соловьиная трель. Всем ты в душу запала, Наша русская Гжель.

Ученик 6. У каждого художника есть свой узор любимый И в каждом отражается сторонушка родимая Ее трава шелковая, ее цветы весенние И мастерство волшебное, достойно восхищения! Ученик 7. Что может быть прекрасней Гжели? Ее фарфоровых изделий И чайников, и самоваров, И блюд, забавнейших игрушек? Лепных поделок расписных Горшочков, чашечек чудных? Гжельские поделки: Кошки, мышки, белки… Под кисточкой волшебной наших мастериц Оживают стайки разноцветных птиц. Машут лепестками волшебные цветы, Гжельские картины чудесной красоты!

Ведущая 1: Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами». И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по-прежнему остается могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. История Гжели уходит вглубь веков, и ее народному искусству суждена долгая жизнь. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.

Частушки Ставьте ушки на макушки, Мы про Гжель споем частушки.   Синее синего узор, Белее белого фарфор. Гжельские изделия – Просто загляденье!   Синенький цветочек, Синенький листочек, Это роза гжельская, А не василечек.   Как с бордюра я начну, На решетку скакану, Не подумайте плохого – Это я узор тяну.   Юбку белую надела, Синю ленту заплела, Вот какая стала я – Полюбуйтесь на меня!   На окошке два цветочка Синенький да беленький. Когда, мама, подрасту, Подарю их миленькой!   Я в окошко смотрю На березку и ель Приглашу с собой Кирилла На экскурсию в Гжель.   Мыла гжельскую посуду, Разлетелись брызги всюду. Брызги вытру – не беда! Ох, посуда хороша!   Какое рукоделие Гжельские изделия! Мы не просто детвора, Мы по Гжели мастера!   Подмосковны мастера Традиции хранили. Уже семь веков прошло А Гжель не позабыли.

Ведущая 1. В жизни вряд ли где найдете, Чтоб вокруг цвели цветы Небывалой красоты.   Пауза, ученик подходит к гостям.

Ученик 1. Вижу, есть тут мастерицы. Нарисуют нам узор – Голубых небес простор. Мы попросим вас, девицы, Рукодельницы-сестрицы, Нам узор нарисовать, Нашей Гжели показать.   Дано задание гостям нарисовать посуду, расписанную под гжель. Звучит песня «Незабудковая гжель». В это время на экране идет слайдовая презентация гжели.

Ведущая собирает работы гостей.

Ученик 2. Незатейливый узор Из оттенков краски, Глина белая, фарфор – Атрибуты сказки! Словно детская рука На кусочках глины Рисовала в три мазка Синие картины. Чашек круглые бока Расписав в колечки, В лепестки и облака – Изразцы для печки. Голубые кружева, Кобальтовый иней, Будто вьюга намела Завитушки линий. Налепила для игры Синие фигурки, Для забавы детворы, Зайцев и свистульки. Скрыта в легкости мазка Тайна чудо-глины. На Руси живет века Промысел старинный. Поколения мастеров Бело-синей Гжели. Чародеи двух цветов, Наши Боттичелли!

Ученик 3. Играет нежная свирель, И замирает в восхищеньи. Жемчужина России – Гжель, Где поселилось вдохновение. Здесь каждый – мастер и творец. Один расписывает вазу, Другой, искусный, взяв резец, Узор наносит тайной вязью. Славянский бог, прекрасный Лель, Воспевший красоту земную, Убрал цветами колыбель, Вдохнув в них жизнь совсем иную. Переплетение листьев, трав, Цветочек, веточка, каемка. Во всем я вижу русский нрав. И душу светлую ребенка. Такое чудо сотворить Мог мастер, любящий природу. Его призвание – дарить Минуты радости народу. Вот симпатичный башмачок Лазурью весело сияет, На нем уставший мужичок Прилег удобно, отдыхает. Изящно ящерка стоит, Взобравшись на шкатулку ловко. Спина на солнышке горит И гордо поднята головка. В красивом синем обрамлении Часы тихонечко идут. Проходят годы и мгновенья. А гжель жива, цветы цветут! Узор на долгие года. Останется призванием гжельцев. И не иссякнет никогда Плеяда мастеров умельцев!

Перед второй частью  идет показ видеотанца о Гжели,  звучит песня в исполнении М. Пахоменко «Хохлома».

Ведущая 2. В деревне Семеново – В русском краю. Стояли избушки Там в бытность свою… И пели там птицы, Кормила земля. И желтая ржица Ласкала поля. Леса там родили Рябину, цветы. И люди там жили, Лелея мечты. Чтоб жизнь была краше Для жителей тех- Писали на чашах Узор для потех. Писали узоры Их руки, души. Молились в соборах, Чтоб не было суши. А в этих узорах Рябиновых лоз. Царили Соборы, Леса и покос. Там музу вершил Кистью русский народ. И сказку творил, Нежно вписанный плод. Там сказка вплеталась В ковши и дома. Вот так зарождалась У нас Хохлома! Хоровод вокруг дерева

Ведущая 2. Резные ложки и ковши Ты разгляди – но не спеши, Там травка вьется и цветы Удивительной красы. Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки как листочки, Здесь же всякий золотой, Красоту такую люди Называют Хохломой! Ученик 1. Как волшебница жар-птица, Не выходит из ума, Чародейка-мастерица, Золотая хохлома! И богата, и красива, Гостю рада от души. Кубки, чашки и ковши, И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного цвета, И ромашки луговин. Зорь червонные лучи, И узорчатый орнамент Древне-суздальской парчи! Ученик 2. Кубки, чашки, ложки, Русские матрешки, Вся  посуда расписная И почти как золотая! Знает это целый мир: Это – русский сувенир. Вся – старинного письма – Золотая хохлома!

Ученик 3. Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым.

Ученик 4. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома! Дети садятся, ведущая остается

Ведущая 2. Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты. Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра. Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!   Ученик 1 задает вопрос, Ученик 2 отвечает.

  • У меня вопросы к мастеру Хохломы. Откуда произошло название Хохлома? (Ещё в 17-м веке в торговом селе Хохлома предшественники семёновских мастеров продавали расписную посуду с удивительным названием, которое пошло то ли от огненной птицы с высокими перьями на голове, то ли от высоких трав, золотых от заката)
  • Насколько древний этот промысел? (Ему уже 700 лет)
  • Посуда у вас деревянная, а выглядит как золотая. Как это у вас получается? ( У хохломских мастеров свой способ «золочения». Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в печах. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь нее, становилось похожим на золото)
  • В хохломской росписи я вижу только три цвета. Используют ли мастера другие цвета? (Хохломские мастера используют четыре цвета: красный, черный, золотой и иногда зеленый. Эти цвета хорошо передают особый хохломской травяной узор.
  • Хохлома очень похожа на Городецкую роспись. Как их отличить? (На изделиях из Хохломы можно увидеть только травяной или цветочные узоры из четырех цветов, а на Городецкой росписи встречаются люди, животные, птицы, используются синий и желтый цвета, но вот этого особого хохломского золотистого цвета нет.)
  • А известна ли Хохлома в других странах?(Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей).

Частушки Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют Хохломой!   Бабка деда до обеда Заставляла рисовать – Ведь в красивую посуду Щи приятно наливать!   Хохлома да Хохлома – Разукрашу все дома, А потом всю улицу, Петуха да курицу!   Надою я молока И налью котенку, Разрисую Хохломой Милую Буренку!   Некрасивый мой котенок, Вот такие вести, Хохломой разрисовала, Стал на первом месте.   Я вчера такое видел – Не расскажешь никому: Сидит заяц на березе И рисует Хохлому!   Я бегу, устали ноги. Чем бы можно дух поднять? Хорошо бы вдоль дороги Хохлому нарисовать!   Я все небо разрисую, Разрисую хохломой, Пусть все летчики летают Под такою красотой.   Ой, доли, выгдадоли, выгдадоли, ду-ля-ля, Раз- доли, выгдадоли, выгдадоли, ду-ля-ля!

Сказка о хохломе

Ученик 1. Давным-давно, лет 300 назад, В заволжском селе небольшом Жили крестьяне, трудом богатые (Об этом скажу я потом). Из древа «сырое белье» вырезали. Сушили и глиною – павом обмазывали. Шкурили (всю лишнюю глину снимали) И маслом кипящим растительным смазывали – Олифили значит. И снова сушили Потом серебром-порошком натирали- Лудили. И вновь в печь горячую ставили. И уж по сухому писали цветами. Цветами писали. Травинкою. Капелькой. И стебель – криуль по узору пускали. Листы зеленые большие и маленькие И ягоды – чудо по полю бросали: Малина, смородина, вишня, клубника – Все алого цвета по фону златому. Оживка. Просушка. Закрепок – Подарок готов уж прекрасный для дома любого. Да, вышел подарок. Иль к ярмарке людной Хороший товар – хохломская посуда. Пошла-полетела по миру отсюда. Пошла-полетела. И ныне мы с вами Все знаем красавицу-Хохлому. И ложки с подносами. И чашки. И доски – Сказку-природу, где все наяву. (Одновременно со сказкой показывается  мультфильм про хохлому).   Ученик 2. Ложки и те у меня хохломские К ним у меня постоянное чувство. С детства они мне родные, родные! Я разложу их, и люди довольны, И никаких замечаний и жалоб, Слышно одно в разговоре застольном: — Щец бы горячих, борща не мешало б! Кисть хохломская, большое спасибо Сказывай сказку для радости жизни. Ты как душа у народа, красива, Ты как и люди, служишь Отчизне!   Ученик 3. Если только заскучаю, Стоит мне на них сыграть, Сразу станет веселее, Ножкам хочется плясать.

Игра на ложках.   Ученик 1. Хохломская роспись, Алых ягод россыпь, Отголоски лета в зелени травы. Рощи-перелески, шелковые всплески Солнечно-медовой золотой листвы. У красы точенной – сарафан парчовый, По волнам узоров яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный праздничный наряд. Роспись хохломская, словно колдовская. В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий – Всех чудес чудесней наша Хохлома!

Дети исполняют итоговую песню «Звезда России» (одновременно на экране транслируются фотографии Гжели и Хохломы).

Ведущая 1. Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Ведущая 2. Наши русские творенья,

Не стареют сотни лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет!

Ведущая 1.Доброй славой пользовались в народе умельцы и за работу ладную, да складную награды получали

Ведущая 2. И мы вас одарим, чаем с пирогами угостим! Выносят самовар, пироги.