Конспект урока биологии в 5 классе «Беспозвоночные животные»

Цели урока: образовательныеознакомить учащихся с делением многоклеточных животных на беспозвоночных и позвоночных, с классификацией беспозвоночных,  основными признаками и некоторыми представителями кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих и иглокожих;

развивающие – формировать универсальные учебные действия: умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы;

воспитательные – поддерживать интерес к изучению биологии, формировать эволюционные взгляды на живую природу.

Оборудование: таблицы, коллекции насекомых и речного рака, презентация.

Ход урока

1.      Организационный момент

Титульный слайд учащимся не показывают, тема и цели урока прозвучат позже.

2.      Актуализация знаний

Тестовый опрос по презентации «Тест Простейшие»: слайды 2-12; учащиеся записывают ответ на листке, после чего ученик у доски или на компьютере открывает верный ответ; в конце опроса учащиеся ставят себе оценку за тест.

3.      Изучение нового  материала

Ребята, какое царство живой природы мы начали изучать? (Животных)

Слайд 13 Создайте правильную классификацию животных из предложенных понятий. По щелчку откроется правильная классификация.

Классификация животных (объяснение учителя)

Животные

Одноклеточные                  Многоклеточные

(Простейшие)         Беспозвоночные        Позвоночные

Как вы думаете, каких животных мы сегодня будем изучать? Верно, беспозвоночных.

Слайд 14. Постановка целей урока (совместно с учащимися)

Что мы должны узнать о беспозвоночных? (после озвучивания целей открываем каждую по щелчку)

      Ознакомиться с классификацией беспозвоночных

      Изучить основных представителей разных типов беспозвоночных и черты их строения

      Знать, какое значение имеют изученные представители беспозвоночных в природе и в жизни человека

Беспозвоночных животных очень много. Давайте рассмотрим рисунок в учебнике (стр.95) и найдем число видов различных групп беспозвоночных.

Слайд 15. А вот представители беспозвоночных и названия их групп. Давайте подумаем, кто к какой группе относится? (Названия перемещаются при клике по ним)

Наша задача – за несколько минут узнать об этих группах беспозвоночных  как можно больше.

Даю задания группам учащихся. Изучив текст учебника и дополнительную информацию на раздаточном материале, надо доложить о своей группе животных.

Через 5 минут слушаем отчеты групп.

Материал для подготовки учащихся

1.      Кишечнополостные (открываю слайд 16)

Кишечнополостные – это просто устроенные многоклеточные животные, имеющие два слоя клеток тела. К ним относятся водные плавающие животные (медузы) и сидячие  (кораллы и гидры).

Тело кишечнополостных  чем-то напоминает термос: в нем тоже двухслойные стенки. Горлышко термоса – это как будто ротовое отверстие кишечнополостных, а полость термоса – это их кишечная полость.

В кишечной полости переваривается пища,  непереваренные остатки выбрасываются через рот. Чтобы захватывать пищу, у кишечнополостных вокруг рта имеются щупальца, которые парализуют мелких животных выделяемой едкой жидкостью.

 Самая крупная медуза – арктическая цианея – достигает 2 м в диаметре купола, а щупальца имеют длину около 20 м. Для человека ее яд не опасен.

После рассказа учащихся угадываем названия кишечнополостных на картинках. После того, как учащиеся предложат все названия, открываем сразу все по щелчку. 

2.      Черви (слайд 17)

Черви обитают в водоемах, в почве, в живых организмах живут паразитические черви.

У червей длинное тело, заостренное на концах, что позволяет легко закапываться в грунт.  Дождевой червь роет ходы под землей, заглатывая почву и пропуская ее через кишечник. При этом он разрыхляет и удобряет землю. Вместе с бактериями и низшими грибами почвенные черви участвуют в круговороте веществ, разлагая мертвые органические вещества и возвращая в почву перегной.

Среди червей много опасных паразитов. Личинка бычьего цепня попадает в организм человека с непроваренным мясом, поселяется в кишечнике и вырастает до 12 метров длиной. Через грязные руки и немытые овощи и фрукты  можно заразиться человеческой аскаридой. Эти черви не такие длинные, но могут образовывать большие скопления в кишечнике. Некоторые паразитические черви поражают печень, кровеносные сосуды и даже головной мозг.

После рассказа учащихся угадываем названия червей на картинках. После того, как учащиеся предложат все названия, открываем сразу все по щелчку. 

3.      Моллюски (слайд 18)

Это мягкотелые животные,  многие из них имеют раковину для защиты от врагов. Раковина у одних моллюсков имеет вид спирали, у других состоит из двух створок.

К моллюскам относятся наземные животные – улитки и слизни – и водные – беззубки, устрицы, мидии и другие. Есть моллюски и без раковин – это кальмары, каракатицы и осьминоги.

Крупнейшим двустворчатым моллюском является гигантская тридакна,  достигающая длины 138 см и веса 250 кг.

Многие моллюски употребляются человеком в пищу и разводятся специально на отгороженных участках моря – морских фермах. Это устрицы и мидии.

Жемчужница  способна откладывать перламутровый слой не только на створках раковины, но и на песчинке, попавшей в полость тела. Так получается драгоценный жемчуг.  Жемчужниц тоже научились разводить на морских фермах.

После рассказа учащихся угадываем названия моллюсков на картинках. После того, как учащиеся предложат все названия, открываем сразу все по щелчку. 

4.      Членистоногие  (информацию учащиеся берут из учебника)

— Ракообразные (слайд 19)

После рассказа учащихся угадываем названия ракообразных на картинках. После того, как учащиеся предложат все названия, открываем сразу все по щелчку.

-Паукообразные (слайд 20)

После рассказа учащихся угадываем названия паукообразных на картинках. После того, как учащиеся предложат все названия, открываем сразу все по щелчку.

-Насекомые (слайд 21)

После рассказа учащихся угадываем названия насекомых на картинках. После того, как учащиеся предложат все названия, открываем сразу все по щелчку. 

5.      Иглокожие  (слайд 22)– это морские звезды, морские ежи и голотурии. Обитают эти животные на дне морей.  Двигаются очень  медленно, когда находят пищу – заглатывают ее или обволакивают ее вывернутым  наружу желудком, осуществляя наружное пищеварение.  Рот у иглокожих находится на нижней стороне тела, а анальное отверстие – на спине.

Иглокожие  имеют иглы и пластинки для придания прочности покровам и защиты от врагов. Тело иглокожих может становиться полностью мягким, а может в нужный момент затвердевать.

Если морскую звезду разделить на отдельные лучи, из каждой вырастет новая звезда.

После рассказа учащихся угадываем названия иглокожих на картинках. После того, как учащиеся предложат все названия, открываем сразу все по щелчку. 

4.      Закрепление.

Ребята, в курсе биологии мы многое с вами еще узнаем об удивительном мире беспозвоночных животных. А пока проверим, как вы усвоили сегодняшний обзорный материал.

Вопросы после параграфа (группы обсуждают по одному вопросу, затем отвечают)

Слайд 23. Отгадай, что это за животное и к какой группе оно относится. По одному учащемуся от группы вызываем, он называет и открывает название, кликнув по картинке.

5.      Рефлексия. Слайд 24

Достигнуты ли цели урока?(открываем слайд с целями по гиперссылке, после разбора возвращаемся по гиперссылке)

Попробуйте подвести итог сегодняшнего урока

Оцените свою работу на уроке

Кому из товарищей вы поставили бы хорошую оценку за урок?

6.      Д.З.: (слайд 25)

§20, вопросы после параграфа

Приготовить сообщение о каком-нибудь беспозвоночном

Найти фотографию интересного беспозвоночного в интернете и сделать презентацию о нем на 2-3 слайда

Слайд 26. Спасибо всем за сотрудничество!

Использованные ресурсы: для конспекта —

учебник «Биология, 5 класс» Плешаков, Сонин;

 материалы из Википедии.

Для презентации – слайд 27.

Конспект урока биологии в 5 классе Беспозвоночные животные

Презентация к уроку биологии в 5 классе Беспозвоночные животные

Файлы для загрузки