Элективный курс в 9 классе «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения»

Прогрграмма-элективного-курса-по-технологии-в-9-классеПрограмма профессионального самоопределения старшеклассников ориентирована на уча­щихся 9-х классов и предусматривает изучение научных основ выбора профессии, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и саморазвитие профес­сионально важных качеств.

ЦЕЛИ КУРСА: Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе обучения и самодиагностики с профессионально важными качест­вами, способствующими успешности освоения профессиональной деятельности.

ЗАДАЧИ КУРСА:

1. Повышение уровня психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения по­требности в самосовершенствовании.

2. Формирование положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

3. Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами орга­низации труда в условиях безработицы и конкуренции кадров.

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ — 1 час

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии.

2. МНОГООБРАЗИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ 1 час.

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Понятие о профессиографии и профессиогенезе.

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Возможные схемы решения задач о выборе профессии.

3. АНАЛИЗ ПРОФЕССИЙ — 2 часа.

Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Профессиогенетическое описание.

Классификация профессий. Способы классификации профессий. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

4. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПОЗНАНИЯ — 2 часа.

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ — 2 часа.

Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка се­бя, умение управлять собой).

6. ЗДОРОВЬЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ — 1 час.

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие о психофизиологическом и меди­цинском отборе. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Возможности получения психофизиологической и медицинской консультаций.

7. СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ («ХОЧУ» — «МОГУ» — «НАДО») — 2 ча­са.

«Хочу» — склонности, желания, интересы личности;

«Могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы лично­сти);

«Надо» потребности рынка труда в кадрах.

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

8. СКЛОННОСТИ И ИНТЕРЕСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ («ХОЧУ») — 2 часа.

Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов и жизненные ценно­сти. Актуализация потребностно-мотивационной сферы и профессиональных интересов.

9. ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО­СТИ («МОГУ») — 2 часа.

Психологические проблемы прогнозирования успешности профессионального обучения и деятельности. Профессионально важные качества. Активная роль личности в процессе выбора про­фессии.

10. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДА («НАДО») — 2 часа. Содержание и характер трудовых функций. Цель труда и его результаты. Умственный и фи­зический труд. Критерии тяжести труда.

Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. Специализа­ция. Квалификация.

Культура труда. Спрос на рынке труда и престижность профессий.

11. ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ.

Скачать программу элективного курса

Скачать программу элективного курса по технологии в 9 классе

 

Файлы для загрузки